«Апокалипсис»: тайны раскрываются - стр. 12
Святитель Кирилл Иерусалимский (315–386) в «Учении об антихристе» писал: «Это же есть царство Римское, как предали церковные истолкователи».
Священномученик Ириней Лионский (II век) в работе «Против ересей» писал: «Иоанн и Даниил предсказали разрушение Римской империи, предшествующее концу мира и вечному царству Христа».
Святой Ипполит Римский (170–235) в «Сказании о Христе и антихристе» писал: «Эта империя имеет разрушиться, или хотя придет в уничижение и разделится на десять царств».
Впрочем, уже в конце V века, после краха Римской империи указанная версия толкования Вавилонской блудницы потеряла свою актуальность. Потом интерес к этой версии вновь возник – в силу того, что в Европе стали предприниматься попытки восстановления Римской империи. В частности, в 962 г. при германском короле Оттоне II родился проект «Священной Римской империи». Позднее (в XVI веке) он был переименован в «Священную Римскую империю германского народа» и просуществовал до начала XIX века. Многие полагают, что проект создания «Общеевропейского дома» после Второй мировой войны (создание Европейского союза) – попытка воссоздания Римской империи. Известный протестантский шотландский богослов Уильям Баркли в своем комментарии к Новому Завету пишет: «Вавилон означает Рим; что неведомо постороннему, то хорошо знает христианский читатель. Все, что сказано о Вавилоне, в действительности относится к Риму». Стало быть, можно и на современную Европу как ремейк Рима попытаться посмотреть через призму «Вавилонской блудницы».
Вавилонская блудница как Иерусалим
Одним из ранних истолкований Вавилонской блудницы было то, что она – образ Иерусалима. Поскольку время написания Апокалипсиса совпадает со временем разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма, имевших большое значение для раннего христианства, это позволяет предположить, что в данном сочинении отражены современные Иоанну Богослову события. Разрушение Иерусалима и Иерусалимского храма римским императором Титом произошло в 70 году, и христиане конца I – начала II в. – те, кто был знаком с Откровением, – полагали, что произошла гибель