Апокалипсис. Опыт подстрочного комментария. На основании учения Священного Писания и святых отцов - стр. 4
Антихрист придет прежде всего к иудеям и обольстит их, как будто он и есть ожидаемый ими Мессия. Это видно из слов Спасителя, обращенных некогда к иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5: 43). По единогласному толкованию святых отцов и учителей Церкви, Христос в этих словах под иным, который придет во имя свое, разумеет имеющего прийти в последнее время антихриста.
Основываясь на этом свидетельстве Спасителя, святые отцы единогласно утверждали, что антихрист придет сначала к народу иудейскому, который он призовет к себе изо всех стран, в которых иудеи рассеяны, обещая им возвратить их землю и восстановить их царство и народ; обольщенные его словами и ложными знамениями, иудеи примут его за своего мессию-избавителя и сделают его своим царем. Что антихрист будет царем (по изъяснению отцов Церкви), видно из пророчества Даниила о малом роге четвертого зверя, означающего четвертое царство (см. Дан. 7: 23), и четвертого царя: восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего (Дан. 7: 24–25).
Утвердившись среди иудеев, антихрист начнет свою борьбу с Церковью Христовой. Он будет отвергать Божество Господа нашего Иисуса Христа, стараться уничтожить Его Церковь и Таинства; себя же будет выдавать за Бога и требовать, чтобы люди поклонялись ему как Богу.
«Антихрист, – изъясняет святитель Иоанн Злато уст, – не будет говорить, что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее и называть себя Богом надо всем… Это именно и значит, что он придет во имя свое».
Еще определеннее учит об этом святой апостол Павел: откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2: 3–4).
Он дойдет в своем безумии до того, что сядет в восстановленном Иерусалимском храме, выдавая себя за Бога, требуя себе божественного поклонения, и с помощью лжепророка расставит по всем церквам свои иконы, которые будут действовать так, что убиваем будет всякий, не поклоняющийся образу зверя (см. Откр. 13: 15).
О лжепророках антихриста свидетельствует Сам Спаситель, когда говорит в Евангелии: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24: 24).
«Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно, – учит об антихристе святой Ефрем Сирин. – И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его замечательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: все народы, познайте мою силу и власть! В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно; впрочем, прельстит мир, обманет взоры всех, многие поверят и прославят его, как крепкого Бога».