Антонио Страдивари - стр. 8
7. Незначительная округлость подставки.
8. Количество струн – обычно шесть.
9. Квартово-терцовый строй.
Скрипка:
1. Сводчатая нижняя дека.
2. Прямые закруглённые «плечи».
3. Острые углы.
4. F-образные резонансные отверстия.
5. Отсутствие розетки.
6. Отсутствие на грифе ладов.
7. Значительная округлость подставки.
8. Количество струн – четыре.
9. Квинтовый строй12.
Особенности конструкций виолы и скрипки отражаются на их звучании. Скрипка более звонкая и контрастная, что позволило ей одержать победу над виолой.
С. В. Муратов правомерно указывает, что виола произошла от лиры, которая, в свою очередь, имеет родословную от ребека. Отличительная черта лиры – наличие душки, передающей колебания верхней деки на нижнюю. Это эволюционный шаг в развитии струнных смычковых инструментов. Корпус лиры уже напоминает скрипку, в поздних его вариантах нижняя дека выпуклая13.
Итак, происхождение скрипки можно представить в виде эволюционной последовательности: рабанст → омерти → кеманча → ребаб → ребек → лира → виола → скрипка.
За последние 300 лет внешний вид скрипок практически не изменился. Тот идеал, который торжественно выходил из рук Страдивари, остался образцом по сей день. Хотя стоит отметить, что всё-таки эволюция отразилась на скрипках.
Великие культурные перемены конца XVIII века затронули все аспекты жизни человека, в том числе сферу музыки. Сложные произведения требовали изысканного звучания инструментов. Скрипичные мастера нашли способ соответствовать духу времени, времени Баха и Бетховена.
Постепенно усиливали натяжение струн (жильные заменили на металлические), что увеличивало давление подставки на верхнюю деку. В современных скрипках натяжение струн сильнее, чем это было раньше.
Для сохранения надёжности инструмента в старых скрипках заменяли пружины на более мощные. Также часто меняли шейку, оставляя нетронутой лишь улитку. В 1785 году Франсуа Турт разработал новую конструкцию смычка. Всё это отразилось на звучании. Страдивари не узнал бы свои создания, услышав, как они звучат сейчас. Однако эти небольшие изменения позволили сохранить ценную древнюю скрипку для человечества.
Брешианская школа
В XVI—XVII веках существовало несколько направлений создания скрипок. Традиционно итальянских мастеров объединяют в следующие шесть школ:
1. Брешианская школа. Мастера этой школы проживали в небольшом городе Брешия. Среди ярких её представителей стоит выделить Гаспаро да Сало, Джованни Паоло Маджини.
2. Кремонская школа. Её мастера Амати, Страдивари, Гварнери, Бергонци, Гваданини не нуждаются в дополнительном представлении.