Размер шрифта
-
+

Антон де Виер – происхождение и семья. Первый полицеймейстер - стр. 7

См. «Первый петербургский генерал-полицеймейстер», С. Шубинского («Исторический Вестник», 1892, май); «Словарь русских достопамятных людей» Бантыш-Каменского, ч. 2; «Петербургская старина» Пекарского («Современник», 1860, июнь); «Дивьер и Скорняков-Писарев в ссылке» Сгибнева («Русская Старина», 1876, февраль).

С. Н. Ш.


Дивьер или Девьер – русский графский род, португальского происхождения. О родоначальнике их Антоне Д. см. соотв. статью. Сын его, Петр Антонович (Умер в 1773), был при императрице Елизавете Петровне генерал-поручиком и отличился в 7-летнюю войну; при Петре III, которого он был фаворитом, получил чин генерал-аншефа. Один из его сыновей – секунд-майор Борис Петрович (род. в 1754), за насилие и вымогательство, причинившие смерть доктору Гезе, сослан на каторжные работы без срока (1798). Род Д. внесен в V часть родословной книги Воронежской и Харьковской губерний (Гербовник, VI, 3; Полн. Собр. Зак. 1798 г., №18, 511).

В. Р.


Словарь так же дает информацию о:

Девериа, Ашиль и Эжен (Deveria) – два франц. художника.

1) Ашиль Д. (1800—57), живописец и рисовальщик, составил себе известность литографическими портретами преимущественно певиц и актрис, которые он издавал в 1830-х годах вместе с Греведоном, а также серией 6 литографий, изображающих фигуры исторических женщин. Впоследствии писал образа для церквей, молелен и будуаров, изящные по композиции, рисунку и краскам, но чересчур сладкие и лишенные искреннего религиозного чувства.

2) Эжен Д. (1805—68), брат предыдущего, историч. живописец, ученик Жироде, один из главных представителей романтического направления во франц. живописи. Лучшая его картина – «Рождение кор. Генриха IV» (наход. в Луврск. галерее). Из прочих его произведений заслуживают внимания: «Марсайльская битва», «Взятие Саверны» (обе картины – в Версальском Историч. музее), «Открытие памятника Генриху IV в По», «Смерть Иоанны Сеймур», «Прием Колумба Фердинандом и Изабеллою Католической» и некот. др. Он писал также портреты и религиозные картины, первые – прекрасно (напр. портреты маршалов Бриссака и Кревкёра, в Версальском дворце), а вторые менее удачно (образа в ц. Лореттской Богородицы в Париже и некоторых церквах Бретани).

Девериа (Огюстина Deveria) – французская актриса. На санкт-петербургской михайловской сцене пробыла с 1860 по 68 г., играя преимущественно в водевилях и комедиях. Особенный успех Девериа имела в роли Прекрасной Елены (1866).

Девериа, Шарль Теодюль (Charles-Theodule Deveria) – франц. египтолог (1831—71), сын художника Альфонса Д.; почти самоучкой усвоил классические и еврейский языки. Занятия последним ввели его в область древнего Востока. Был консерватором египетского отдела в Лувре. Труды его: «Bakenchouson, Grand-prêtre d’Ammon et architecte principal de Thèbes» (1860), «Le papyrus judiciaire de Turin» (1868); «Noub, la déesse d’or»; «Catalogue des manuscrits égyptiens du Louvre» (посмертное изд. 1872) и др.

Страница 7