Антология мировой философии. Древний Восток - стр. 43
295. Боги, что бросили меня, да подадут [мне] помощь.
Богиня, что [бежала], да возымеет милость.
Пастырь, солнце людей, как Бог, упасет [человеков!]
Часть III. Древнееврейская философская и религиозная мысль
Библия – собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства. Признаваемая обеими религиями часть Библии, первая по времени создания и бо́льшая по объему, получила у христиан название Ветхий (Старый) Завет, другая часть, прибавленная христианами, называется Новый Завет.
Ветхозаветная часть Библии состоит из ряда книг. Прежде всего это знаменитое Пятикнижие, книги закона, создателем которых считают пророка Моисея. Сюда входят: Бытие, которое рассказывает о сотворении мира и человека; Исход, повествующий о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея, и содержащий знаменитые десять заповедей Бога, а также Левит, Числа и Второзаконие. Вслед за Пятикнижием в Библии помещены книги судей и царей израилевых – «исторические», или «писания». Среди них Книга Иова, Книга Притчей Соломоновых, Книга Экклезиаста.
Книга Иова (V–IV вв. до н. э.) рассказывает о страдающем праведнике, чья вера в справедливый Божественный миропорядок вступает в мучительный конфликт с его знанием о несчастьях невинных, порождающим сомнения в существовании Высшей справедливости. Бог через своих посланников сурово осуждает Иова за малодушие и неверие и дает понять, что страдание посылается не как кара, но как средство духовного пробуждения людей.
Соломон, третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965–928 до н. э.), изображен в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времен, который изрек три тысячи притчей и тысячу пять песней и которому было позволено познать «…все сокровенное и явное».
Особое место занимает Книга Экклезиаста (сложена в III в. до н. э.), – книга, столь непохожая на другие части Библии, что ее многие считают ветхозаветной параллелью к произведениям стоиков и эпикурейцев. Миросозерцание ее автора удаляется от библейской традиции, его раздумья проникнуты пессимизмом: богатство, мудрость, труд – все «суета сует», но в конце концов он готов принять жизнь, какой она ему видится. Многие афоризмы Экклезиаста стали пословицами.
Третью группу библейских книг составляют книги пророков, принадлежащие народным проповедникам VIII–V вв. до н. э.: Исайе, Иеремии, Иезекиилю, Даниилу и 12 «малым пророкам», в том числе Иоилю.
В так называемом Плаче Иеремии раскрывается понятие любви, милости («хесед»), открытое пророком прежде всего в самом Боге, но и составляющее глубинное состояние человеческой души, стремление видеть в человеке исключительную ценность.