Размер шрифта
-
+

Антихрупкость в IT - стр. 10

Глава 2. Impact Mapping на практике

Трассировка от задач до целей


Когда читал книгу Impact Mapping[11] первый раз, было желание бросить её на середине, настолько в ней всё очевидно. Я нашёл в себе силы и дочитал, благо книга короткая и с большими картинками. Как впоследствии оказалось, вся соль была в применении советов на практике. Я не применял. В моей практике заказчик иногда писал бизнес-цели в официальных документах к проекту; иногда мне казалось, что я и так понимаю цели бизнеса – они абсолютно очевидны. К чему уточнять очевидное? Разницу я почувствовал, когда начал применять Impact Mapping в работе.

История появления Impact Mapping

Раньше на старте проекта у нас были технические задания, схемы работы системы и в лучшем случае прототипы интерфейса. В этих документах не хватало понимания динамики развития проекта и приоритетов в работе.

Мы начали писать User Story[12] и делать User Story Mapping. Эти практики добавили понимание логики развития проекта и наших приоритетов, дали возможность плодотворнее общаться с заказчиком. Чего не хватало? Продукты существуют не в вакууме: нужно уметь видеть более глобальные задачи, которые лежат где-то выше историй использования системы. Не хватало простой игровой практики по постановке целей проекта, из которых потом будут появляться User Story Map и список User Story на релиз.

Mijo Balic и Ingrid Ottersten в 2007 году написали статью «Effect Managing IT» (подробнее Agile product management using Effect Maps[13]). Через четыре года Gojko Adzic[14] выпустил книгу «Specification by Example»[15], где в главе «Deriving scope from goals» упоминает о технике под названием Effect mapping. Эта техника призвана помогать командам фокусироваться на бизнес-целях, выявлять заинтересованные стороны и их потребности.

Gojko Adzic со временем добавляет в Effect mapping несколько усовершенствований, таких как: приоритизация целей и воздействий, возможность уходить от технических деталей на уровне What, цикличность в предположениях и экспериментах. На мой взгляд, это действительно важные изменения, они помогают в реальной жизни. После этого техника стала называться по-новому – Impact Mapping.

Руки без головы

Представьте, что вы владелец магазина. К вам приходит заказчик. У него в голове уже есть набор фич на покупку, он знает чего хочет. Он берёт корзину для покупок, складывает в неё список технологий, десяток прототипов интерфейса, интеграцию с соцсетями и т. п. Подходит к кассе и просит всё взвесить, реализовать и выставить ему счёт.

Получается, что заказчик пришёл к вам с готовыми решениями каких-то своих проблем. В такой ситуации заказчик купит только руки разработчика, но не голову. Разработчик не сможет критически оценить предложенные решения. Будет ли успешным проект с подходом, где купили только «руки»? Шанс невысок.

Страница 10