Античная литература Греция - стр. 5
Наперебой черпаки стучали».
В этом произведении Алкей выражал боль и отчаяние, вызванные тем, что власть на острове захватили самозванцы.
Наиболее знаменита песня Алкея, от которой сохранилось только начало, где описывается корабль, носимый бурей по морю, заливаемый волнами и близкий к крушению.
«Пойми, кто может, яростный бунт ветров.
Валы катятся – этот отсюда, тот
Оттуда… В их мятежной свалке
Носимся мы с кораблем смоленым,
Едва противясь натиску злобных волн.
Уж захлестнула палубу сплошь вода,
Уже просвечивает парус…»
Образ носимого волнами корабля, позднее истолкованный как аллегория государства, раздираемого внутренними конфликтами, имел для Алкея и значение борьбы за власть его аристократической общественной группы.
Другую песню он написал по случаю возвращения брата из вавилонского изгнания. В ней Алкей прославлял военные подвиги.
Близко к военным песням стоят застольные, которые отличают нездержанные интонации; Алкей не признает умеренного пития вина, ему близка только буйная пирушка. Для него хорош любой повод, чтобы начать пить: зимнее ненастье, летний зной, описание которого он взял у Гесиода, радость и печаль.
Мало сохранилось произведений эротической направленности. Интересен отрывок серенады у дверей возлюбленной, а также жалоба девушки, пораженной любовью. Стихи, посвященные Сапфо, цитируются и в наше время.
«Сапфо фиалкокудрая, чистая,
С улыбкой нежной! Очень хотел бы
Сказать тебе кой-что тихонько,
Только не смею: мне стыд мешает…»
Алкей писал на эолийском диалекте. Язык его был простым, с малым количеством украшений, но зато метким и сочным. Он использовал афоризмы и народные поговорки; пользовался алкеевой строфой, названной так, поскольку поэт ее часто применял. В александрийскую эпоху Алкей был включен в число 9 лириков.
В 1 в. н. э. Дионисий из Галикарнасса славил Алкея за возвышенность, краткость, красоту и поэтическую силу.
Аристофан (ок.446 – 385 г. до н.э.)
Аристофан представитель жанра древнеаттической комедии. Его биография неизвестна.
Древнеаттическая комедия, получившая развитие в Аттике в пятом веке до нашей эры во многом сохраняет фольклорные черты. Они свидетельствуют о происхождении жанра комедии из обрядов древнего земледельческого культа бога плодородия. Обряды сопровождались ритуальными действиями. Эта комедия носила ярко выраженный общественно-политический характер, в которой находили отражение проблемы внутренней и внешней политики, литературные вопросы эпохи. Она затрагивала взгляды свободного аттического крестьянства. В древнеаттической комедии была сохранена структура старинного фольклорного представления: хор, делящейся на два полухория, между которыми происходит состязание, обязательный спор (агон) между двумя главными персонажами, балаганные сцены, начинающие и завершающие комедию, публицистическая часть (парабаза), не связанная непосредственно с сюжетом комедии и представляющее прямое обращение автора к зрителю. Надо еще дополнить, что если в трагедиях хор состоял из 15 человек, то в комедиях – из 24. Актеров обычно было не более трех, иногда допускался и четвертый. Каждый из актеров обычно исполнял несколько ролей. Все роли, в том числе женские, исполнялись мужчинами. Актеры выступали в специальных масках, черты лица и выражения которых отвечали характеру данного персонажа. Персонажи комедии выступали в шутовском наряде, придававшем фигурам нарочито уродливые формы.