Анимация и мультимедиа между традициями и инновациями. Материалы V Международной научно-практической конференции «Анимация как феномен культуры». 7-8 октября 2009 года, Москва - стр. 11
Не стоит забывать о терапевтических возможностях анимации, когда дети-инвалиды благодаря участию в создании анимационных проектов получают не только возможности реабилитации, психопрофилактики и психокоррекции, но и вовлекаются в активную общественно-социальную деятельность.
Развитие анимации как новой коммуникативной практики связано с развитием интернета. Он стал для многих средой коммуникации не столько в силу доступности, но скорее благодаря открытости и публичности, т. е. благодаря воплощению идеи тотальной свободы и равенства. Интернет стал местом манифестации собственного «я» или собственных множественных «я». Но вся эта манифестация еще недавно имела текстовое оформление. Долгое время доминирующей формой визуальной манифестации была фотография. Но она слишком конкретна и привязана к объекту. В силу этого она теряет игровую возможность, позволяющую скрыть истинное. Совсем иной статус приобретают формы net-арта или net-анимации. Они продуцируются субъектом, но, не конкретизируя его, выступают отраженной поверхностью. В результате с возникновением и развитием визуальных сетевых форм происходит эволюционирование сети, расширение поля её возможностей. Из чисто информационного поля она все более становится средой самовыражения человека, его самопрезентацией.
Одним из основных средств создания этого визуализированного пространства самопрезентации оказались цифровые технологии анимации. Их появление дало доступный инструментарий в руки тех, кто желал создавать свой мир не только в вербальных знаках, но и в мультимедийной форме.
Благодаря своей локализации в сети net-анимация предстает как демократичная область культуры. С одной стороны, любой, имеющий доступ к сети, может разместить там свое творение без оглядки на институты цензуры, без какого-либо отбора или одобрения. С другой стороны, в отличие от традиционных форм экранного искусства net-анимация, находясь в сети, доступна зрителю в любой точке мира 24 часа в сутки. Её доступность дает возможность любому пользователю не только быть причастным к культурной среде, но формировать свою личную среду, свою коллекцию, скачав понравившийся сюжет, или включиться в процесс манипулирования сознанием, рассылая ролик по сети.
Новый статус анимации, возникающий вследствие её существования в сети, тут же ставит перед ней другие задачи, превращая ее из средства репрезентации в средство коммуникации, а её произведения сразу же становятся образцами масскульта. Однако, для net-анимации наличие зрителя имеет иное значение. Его роль иная, так как он не делает бокс-офис фильму. Его эстетические и художественные предпочтения не влияют на характер создаваемой продукции и мало что значат для создателя.