Размер шрифта
-
+

Анатомия терапевтической коммуникации. Базовые навыки и техники. Учебное пособие - стр. 22

Мы все знаем, что чувства могут быть амбивалентнми. Зачастую именно противоречивые чувства составляют суть наиболее значимых противоречий, являющихся источниками внутреннего конфликта. Человек, который не способен принять решение, нередко чувствует, что его раздирает конфликт, что он буквально зажат в тисках противоречивых чувств. Так, например, клиент может испытывать комбинацию любви, ненависти и вины по отношению к близкому человеку в определенной ситуации. Принятие собственных амбивалентных чувств, их выражение и осмысление может привести к прояснению ситуации и принятию решения. Иначе говоря, способность клиентов разрешить свои проблемы определенно увеличивается, когда их чувства пережиты и ясны.

Если клиенты смогут принять свои эмоции, они смогут быть более открытыми к новым чувствам, будут способны переживать их. Чувства не статичны, они изменяются в результате их переживания. Когда человек переживает какое-то чувство открыто и в полной мере, как правило, возникают новые чувства. Например, если человек в полной мере переживает гнев, он может начать осознавать печаль, а ее переживание может привести к чувству принятия и покоя. Тейбер (Teyber, 1997) считает, что чувства существуют в констелляциях. Например, под гневом может скрываться обида и печаль, а под печалью можно обнаружить гнев и вину. Иначе говоря, полезно думать об уровнях или слоях чувств, а также о том, что чувства могут быть как адаптивными, т. е. требующими их выражения, так и неадаптивными, сдерживающими и скрывающими более глубокие чувства, т. е. выступать в качестве защиты (подробнее об этом см.: McCullough et al., 2003). Это требует от терапевта выбора определенных элементов аффективного содержания клиента, которые в данный момент нуждаются в отзеркаливании.

Выражение чувств имеет положительный эффект, когда, в результате, напряжение сменяется облегчением, когда клиенты начинают принимать собственные чувства и, в итоге, могут даже ощутить гордость за то, что они выразили их, встретились с ними. Однако выражение чувств может иметь и нежелательные последствия, например, когда клиент открывает интенсивные чувства, которые он еще не готов вынести.

Идея Игана (Egan, 1998) о главном послании клиента, на мой взгляд, перекликается с техникой отражения чувств. Согласно Игану, задача терапевта состоит в понимании сути сообщения клиента, которое обычно содержит как фактическое представление ситуации, так и субъективную (аффективную) реакцию на нее. Поэтому, слушая клиента, терапевт должен задаваться вопросом «Какое главное сообщение в речи клиента?». Как правило, главное сообщение истории часто связано с аффектом или желанием (потребностью) индивида.

Страница 22