Размер шрифта
-
+

Альтернативная экономика. Критический взгляд на современную науку и практику - стр. 5

Если воспринимать мироздание как совокупность вещей, определенным образом воздействующих друг на друга и материально друг друга преобразующих, получится знакомая по трудам физиков картина полностью детерминированного мироздания, в котором каждая причина имеет строго обусловленное следствие, которое становится следующей причиной, и так до бесконечности. В этом смысле непонятна роль труда как воздействия человека на предмет своего воздействия. Да, человек воздействует на предмет в качестве орудия, это так. Однако и на человека как на предмет воздействуют другие орудия, то есть человек в таком случае выступает в причинно-следственных отношениях в качестве обыкновенной вещи, следовательно, его действия предопределяются некими событиями в мире материи, ничем больше (рис. 1.8).


Рис. 1.8


Если так, почему только человеческое воздействие становится для экономики трудом, а воздействия прочих, неодушевленных вещей дисциплина игнорирует? Потому что в отличие от прочих вещей только человек обладает свободой воли, следовательно, только преобразующие усилия одушевленной вещи, человека, являются творческими.

Неодушевленные вещи взаимодействуют слепо и по заранее определенному сценарию, и только одушевленные вещи (люди), отходя от предлагаемых сценариев, превращают мироздание в индетерминированное.

То, что экономика полагает трудом только воздействие субъекта (а не любой, в том числе неодушевленной вещи) на другую вещь, является, таким образом, обязательным и глубоко символичным актом, указывающим на преобразующую роль человека в мироздании, а не констатацией того заурядного обстоятельства, что экономика в качестве утилитарной дисциплины обслуживает хозяйственные потребности. Преобразующее начало мироздания одно: человеческий труд (рис. 1.9).


Рис. 1.9


В остальном, развиваясь по сценарию, предопределенному физическими законами природы, мироздание жестко детерминировано.

Физический и интеллектуальный труд

Особенностью, делающей человека сотворцом мироздания, является его одушевленность. Одушевленность находит выражение в том, что принято именовать интеллектом (еще разумом, мышлением и др., но я воспользуюсь термином «интеллект»). По этой причине природа человека дуалистична: материальна и в то же время интеллектуальна.

Какое отношение это заявление имеет к экономике? Только то, что человеческий труд, ранее определенный как оказываемое человеком на некоторую вещь силовое воздействие, может лежать не только в материальной, но и духовной плоскости. Если в материальном мире посредством труда производятся продукты, полезные для тела, то в интеллектуальном мире – полезные для души (рис. 1.10). Как говорится, не хлебом единым.

Страница 5