Алтарь Отечества. Альманах. Том II - стр. 1
© Веселовская-Томаш М. М., 2013
© «Пробел-2000», 2013
Автор-составитель, главный редактор – Мария Веселовская-Томаш
Редакционная коллегия: Р. Лунёва, В. Опойков, Е. Стеблина, Л. Туманова
Издание осуществлено на финансовые средства государственной поддержки, выделенные в качестве субсидии в соответствии с Договором с Комитетом общественных связей города Москвы № 71 Сот 13.06.2012 г. на реализацию проекта «Потомки, достойными будьте!»
Предисловие
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»
Евангелие от Иоанна, Ин. 15,13.
Безвозвратно ушедший в прошлое XX век был полон драматических событий: Первая Мировая война 1914–1918 гг., Гражданская война 1918–1922 гг., которая началась вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Голод в СССР 1930–1934 годов. Вторая Мировая война 1939–1945 годов – ей предшествовал целый ряд локальных войн и вооруженных конфликтов, инициаторами которых были Япония, Италия и Германия.
Территориальные споры, борьба за передел мира были одной из причин начала Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, самого страшного, изуверского преступления против человечества: она унесла несколько десятков миллионов жизней. Точное количество потерь неизвестно и уже никогда не установить – масштаб, как солдатского состава, так и мирного населения, взрослых, детей, женщин огромен…
Послевоенный голод 1946–1947 годов также оставил глубокий след в истории нашего государства… Народ поднимался с колен, держа, как греческий Атлант, на своих плечах разрушенную страну.
Победители Великой Отечественной войны – доблестные воины, добывшие Великую Победу – «одну на всех», являются основными героями альманаха «Алтарь Отечества». Сейчас предлагается много разных политических трактовок Второй Мировой войны, и за ними подчас «затирается» в памяти самое главное – подвиг советских солдат и солдат стран союзников. Тех, кто своей кровью избавил мир от фашизма. Они, трактовки, звучат на разных языках, они разных идеологий, но речь в них идёт о страданиях, унижениях, ужасах, бессмысленном уничтожении Человека. И пусть никогда мир не забудет: ПОБЕДУ ПРИНЁС СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ! При содействии стран-союзников, а не наоборот.
Альманах – воспоминания самих фронтовиков, тех, кто, к счастью, ещё жив, их родных и близких о тех, кто дошёл до великого и святого дня или навечно застыл на своём боевом посту… Когда над страной нависла смертельная опасность, в военкоматах стояли огромные «живые» очереди из добровольцев: то наши мужчины – отцы и деды, наши мальчишки и девчонки стремились на фронт, чтобы скорее уничтожить врага. О некоторых из них не осталось ни строчки, ни следа на земле, но их подвиг, самопожертвование во имя продолжения жизни других мы обязаны чтить и помнить. О них сложены стихи и песни, написаны рассказы, очерки, снято множество фильмов. Но нереально показать ВСЕХ героев, а ЗНАТЬ ИХ ИМЕНА И ПОМНИТЬ ВСЕХ – НАШ ДОЛГ. Память священна и не бывает лишней.
В книге представлены редкие семейные реликвии: письма с фронта, фотографии. Их мало: не каждой семье удалось сохранить тончайшую нить с прошлым. Но без семени прошлого не прорастёт деревце будущего…
Каждый год уносит Великую Отечественную войну 1941–1945 годов вглубь истории, всё дальше и дальше от участников и свидетелей трагических событий. Как ни печально, но наступит день, когда мы не сможем назвать ни одного имени ещё живых фронтовиков. А потому дорого каждое слово, каждая строчка, каждая памятная вещь о том времени. Уже истории о своих родных нам «передают» дети войны. Наступает черёд дать слово внукам и пра…правнукам Победы… «Деление» авторов воспоминаний, конечно, носит условный характер. Не столько важно, кто рассказал, а то, что сохранилось и к нам дошло.
В «Вальсе забвения» (первый том) – акцент ставится на недопустимо небрежное отношение живых к памяти павших на фронтах войны, о запустении на военно-мемориальном комплексе города Кисловодска. (Такое положение не только в этом городе, увы!). Потрясение, всколыхнувшее меня при первом посещении этого мемориала более двадцати лет тому назад, подтолкнуло к написанию первого стихотворения «Пусть не будет могил неизвестных». Оно положено на музыку композиторами Э. Сторожевым (г. Калининград) и А. Ломовицкой (г. Москва).