Размер шрифта
-
+

Алфавитный патерик. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов

1

Исихазм: Аннотированная библиография / Под общ. и науч. ред. С. С. Хоружего. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 145. См., например: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005.

2

BartelinkG.J.M. Les Apophtegmes des Pères. A propos de deux études récentes // Vigiliae Christianae. 1993. № 47. Р. 390.

3

Житие преподобного Антония, описанное святителем Афанасием Великим в послании к инокам, пребывающим в чужих странах // Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. Т. 3. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 178–250.

4

Хосроев А. Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ин-та истории РАН «Нестор-История», 2004.

5

История египетских монахов / Пер., примеч. Н. А. Кульковой. М.: ПСТБИ, 2001.

6

Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности: В 1– т. Т. 4: Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М., 2014. С. 244–246.

7

Войтенко А.А., Двали М. Р., Сидоров А. И., Турилов А. А. Apophtegmata Patrum // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2000. С. 140–142.

8

Исихазм: Аннотированная библиография. С. 146. См., например: Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М.: Правило веры, 2009.

9

Apophtegmes des Pères. Collection systematique // SC. № 387. Paris, 1993.Р. 49–73.

10

Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 4: Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. С. 246.

11

Об этом см. подробнее: Святые отцы о плаче и сокрушении: Флорилегий душеполезный из творений святых отцов и церковных писателей о плаче и сокрушении // Епифаний (Евфивулос), архим. Путь слез. М., 2012. С. 41–221.

12

Об этом см. подробнее: Сидоров А. И. Священное Писание в египетском монашестве IV в. (На материале греческой версии творений св. Аммона) // Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 4. С. 385–398.

13

См. подробнее: Иоанн (Пахачев), иером. Пребывание в келье как элемент аскетической практики и духовного учения египетского монашества IV–V вв. // Труды Коломенской духовной семинарии. Вып.12. Коломна: Лига, 2018. С. 144–157; Он же. Значение пребывания в келье для духовной жизни монаха по учению авторов египетской и палестинской монашеской традиции IV–VII вв. Магистерская работа МДА. Сергиев Посад, 2019.

14

См.: Читти Д. Град пустыня: Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи / Пер. с англ. А. Чех. СПб.: Библиополис, 2007. С. 58. См. подробнее: Глеб Рябинин, иерей. Дар различения (рассуждения) по творениям святых отцов и церковных писателей II – нач. V в. Магистерская работа МДА. Сергиев Посад, 2018.

15

См.: Ермоген (Бурыгин), иером. Игумен монастыря по творениям восточных отцов Церкви и церковных писателей IV–VI вв. Магистерская работа МДА. Сергиев Посад, 2017.

16

См.: Реньё Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века / Пер. с фр., вступ. ст., послесл., коммент. А. А. Войтенко. М.: Молодая гвардия, 2008.

17

Следует отметить, что алфавитный принцип расположения материала по именам святых соблюдается только в отношении первой буквы имени и соответствует дореволюционному изданию. – Примеч. ред.

18

Миля заключала в себе тысячу двойных шагов, – путевая мера для измерения расстояния, введенная древними римлянами.

19

Под словом συνάγειν ср. ниже об авве Исидоре, гл. 4.

Страница notes