Размер шрифта
-
+

Алфавит духовный - стр. 5

Ща. Щедр и милостив будь ко всем, да обрящешь в день Страшного Суда Господа милостивым и благоснисходительным к душе твоей. Всегда имей в памяти своей – одно, чтобы всегда угождать Единому Богу и непрерывно восходить к Нему любовью.

Ю. Юностное, похотное, плотское безумие от себя отвергай, премудрости же духовной о Боге всегда поучайся всеусердно.

Я. От ярости, гнева и злословия особенно охраняй себя – да не помрачится у тебя сердечное око.

Омега. От объядения и пьянства всячески сохраняй себя – да не впадаешь всегда во все злое.

От. Отеческим духовным наставлением не пренебрегай, да не преткнешься в стезях твоих.

Пси. Псалмами и песнями Бога славословь непрестанно – да имеешь это во всегдашнее себе утешение.

Фита. Фарисейского тщеславного лицемерия особенно берегись – да не примешь себе здесь, на земле, тщеславием своим воздаяние за твои добрые дела.

Часть I

Глава первая

О том, что первою причиною падения Адамова было неразумие и совершенное непознание себя

1. Многие полагают многие и различные причины Адамова падения: одни – неверие, другие – непослушание, третьи – гордость и славолюбие, иные же – иные различные причины. Мы же ни одной из них не признаем первейшею, кроме неразумия и нерассмотрения всех вещей.

2. Первейшая Адаму заповедь в Раю была – делать и хранить, то есть делать разумом, чтобы хорошо разуметь, и хранить заповедь, чтобы не нарушить ее.

Но так как он не делал разумом, то и заповедания не сохранил, ибо от неделания умного прежде всего в Адаме возникло неверие – неверие Богу, сказавшему и заповедавшему; потом от неверия родилось преслушание и преступление; от преступления же явилось отпадение от Господней благодати и отчуждение от Божественной любви Его.

3. Если бы Адам разумел Благодетеля и порассудил о заповедании, то не неверовал бы заповеданию, а если бы веровал, то не преслушал бы, не вкусил бы от заповеданного древа, не был бы изгнан из Рая, не подпал бы смерти и тлению, и Бог не творил бы стольких о нас чудес до тех пор, пока не привел нас в разум и познание всех вещей.

4. Как Адам отпал от Бога и благодати Его не по какой-либо другой причине, а по неразумию, так и мы не иным чем можем присоединиться к Нему, а только разумом и познанием всех вещей. Ибо кто истинно познал себя, тот познал Бога, а кто познал Бога, тот познал себя – тот соединился с Богом и, почив от всех дел и трудов своих, вошел во святилище Божие и всегда приносит умную службу Богу.

5. Но никто не может познать Бога до тех пор, пока прежде не познает себя; не познает же и себя как должно, если не придет прежде в познание твари и в рассмотрение всех вещей, видимых и разумеваемых в мире. А когда придет в познание тварей, тогда может прийти и в познание себя и Бога. И таким образом придет в совершенное соединение любовью с Богом.

Страница 5