Размер шрифта
-
+

Алевтина старшая - стр. 24

Таким образом, в результате политики Ивана I-го Калиты и его приемников Русь получает почти сорокалетнюю передышку от набегов. Вырастают поколения людей, не боявшихся монголо-татарского нашествия и не знавших тягот длительного ига.

В результате этого, почувствовавший уверенность в своих силах внук Ивана Калиты, Московский князь Дмитрий Иванович (1350 – 1389 гг.) во главе русской рати в 1380-ом году на Куликовом поле и разгромил ордынцев Мамая.

Эта победа стала внушительным толчком для полного изгнания монголо-татар с русских земель, централизация которых продолжается.

В 1393 году Великий князь Московский Василий I-ый Дмитриевич присоединяет Муромское княжество к Москве, и с 1408 года оно управляется московским наместником.

В 1420-ом году Муромские земли передаются в вотчину князю Василию Васильевичу Тёмному – внуку Дмитрия Ивановича «Донского».

В этот период активно продолжался начатый московскими князьями процесс собирания русских земель и укрепления их власти.

После многолетней тяжёлой борьбы Москва превращается в политический центр раздробленных русских земель, в столицу нарождающегося огромного мощного государства.

Великий Князь Иван III-ий (1440 – 1505 гг.) в 1478 году присоединяет Новгород, отменив вече и посадив своего наместника. Затем последовали Тверь и Вятка.

Наряду с расширением территории ставилась задача укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и боеспособного войска.

Этот процесс сопровождался выдвижением на историческую арену Руси нового сословия – военно-служилого дворянства (помещиков) – в качестве социальной опоры великокняжеской власти и утверждения поместной системы землевладения.

Поэтому в этот период распространяется практика жалования князем своим служивым людям поместий, но которые давались лишь в аренду на время службы, оставаясь пока государственной собственностью.

При Иване III-ем, принявшем титул Великого князя Всея Руси, в 1497 году был принят свод законов, положивший начало прикреплению крестьян к земле. Теперь крестьянин мог перейти от одного помещика к другому лишь один раз в году, в «Юрьев день».

Москва становится центром большого русского централизованного государства, объявляется преемницей Византии и центром Православия. А союз княжеской власти с христианским миром воплощается в философии: «Москва – третий Рим».

Весьма разумно и оригинально осторожный и расчётливый политик Иван III-ий завершает в ноябре 1480 года изгнание ордынцев с русской земли.

В результате долгого противостояния русских и монголо-татарских войск на берегах притока Оки – реке Угра – те ушли на восток, и ордынское иго закончилось.

Страница 24