Александров Ю. Н. Экскурсия как искусство - стр. 2
Ю. Н. Александров собрал одну из самых полных коллекций путеводителей по Москве, которую передал в Музей истории города Москвы. Благодаря ему «диалог путеводителей» стал новым направлением краеведческих исследований. До конца жизни работал в ряде научных и общественных организаций на благо любимого города. Скончался 20 июля 2009 г. в возрасте 88 лет.
В заключение пусть прозвучат слова самого Юрия Николаевича: «Главное, что я вынес из всех испытаний военных лет, – это ненависть к войне и любой форме насилия над человеком, преклонение перед теми, кто в самых нечеловеческих условиях оставались людьми».
д.г.н., профессор А. Ю. Александрова.
Глава 1. История экскурсионного дела
Экскурсионная работа в Москве
Исторический очерк
В экскурсионной литературе встречаются весьма различные взгляды на то, что такое экскурсия. Уже первые видные деятели экскурсионной работы в нашей стране, естественно, стремились определить это понятие. Б. Е. Райков выдвигал на первый план «моторность», т. е. движение экскурсантов в ходе экскурсии1. Отличительной особенностью экскурсии И. М. Гревс2 считал особое психологическое состояние «путешественности»; точка зрения Гревса субъективна и не выдерживает критики. Психологическое состояние экскурсанта обычно является результатом, а не спецификой экскурсионной работы. Райков правильно указал важную черту, присущую экскурсии, но она свойственна и другим формам познания, например лабораторному опыту.
В современной педагогической литературе3 не содержится развернутого определения экскурсии и говорится, как правило, об экскурсионном методе как одной из форм наглядного обучения, в Большой Советской Энциклопедии помещена статья А. И. Беляевой, в которой дается следующая формулировка «Экскурсии (от лат. excursio – поездка) – коллективные поездки или походы в достопримечательные места с научной, образовательной или культурно-просветительной целью»4. Это определение не совсем верно, прежде всего потому что оно не указывает специфики экскурсии. Под это понятие подпадает, например, научная экспедиция, которая тоже является поездкой с научной целые часто в «достопримечательные места». Нельзя назвать экскурсией и «коллективный поход», например в крепость, с какой бы целью он не предпринимался, если он не имеет определенного плана и руководства. Главный недостаток приведенного определения экскурсии заключается в том, что оно полностью игнорирует работу экскурсовода.
На наш взгляд, экскурсия – особая форма культурно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном изучении определенного объекта (музей или часть его экспозиции, город, архитектурные памятники, лес, река и т. д.), проходящем на месте его нахождения, планомерно и в соответствии с темой, под руководством специалиста или заменяющего его подготовленного лица. В основе экскурсии, как это отметил Н. А. Гейнике лежит зрительное восприятие в сочетании с моторностью