Александр Македонский - стр. 8
В возрасте 20 лет Александр стал царем Македонии. Как писал немецкий историк Фридрих Шлоссер в своей знаменитой «Всемирной истории», «развращение нравов и упадок греческого духа повлекли за собой падение республиканских учреждений, и миру нужен был теперь человек, который бы преобразовал республиканские формы жизни в монархические. Вступая на престол, Александр нашел все подготовленным деятельностью Филиппа, и ему легко было осуществить то, что было целью всей жизни отца, но что могло быть выполнено только таким человеком, как Александр».
Возвратившись в Македонию, Александр весной 335 г. до н.э. отправился в поход против полудиких северных племен. Ему удалось сломить их сопротивление и привести к повиновению.
Тем временем в Греции распространился слух, что македоняне разгромлены, а сам Александр погиб. В Фивах началось восстание против македонского гарнизона; его поддержали Афины и города Пелопоннеса. Всего за 13 дней войско македонян совершило переход из Фракии к Фивам. Восставшему городу были предложены мирные условия сдачи, но фиванцы отказались, и Александр взял город штурмом.
Тысячи людей были убиты на улицах, более 30 тыс. проданы в рабство, а сам город был срыт до основания.
Всю Грецию потрясла как судьба древнего города, одного из крупнейших и сильнейших в Элладе, так и быстрая победа македонского оружия. Жители городов сами предали суду политиков, призывавших к бунту против господства македонян. Узнав об ужасной участи Фив, другие греческие города, в том числе и Афины, отправили послов с просьбой о помиловании. Александр пошел им навстречу.
Александр и Диоген
Перед началом похода Александр совершил путешествие в город Кранию близ Коринфа, чтобы повидать жившего там философа Диогена. Этот философ учил, что люди станут свободными и счастливыми только тогда, когда сумеют сократить свои потребности настолько, чтобы не зависеть от общества и государства.
Диоген личным примером старался доказать правильность своего учения: отказавшись от богатства, не имея своего угла, он жил в большой глиняной бочке на рыночной площади города Крании, одевался в рваный плащ и стоптанные сандалии, питался отбросами, которые подбирал на рынке.
Философ считал себя совершенно независимым от городских властей и от общества, благами которого он не желал пользоваться. Слава о его учении и образе жизни распространилась среди бедного люда по всей Греции. Некоторые считали его мудрецом, другие возмущались его поведением, называя его «собачьим».
Когда Александр прибыл в Кранию, Диоген, по обыкновению, лежал в пыли посреди площади перед своей бочкой и грелся на солнце. Услышав шум, философ повернул голову, взглянул на приближавшегося царя и его многочисленную свиту, но продолжал лежать. Александр приветствовал Диогена и спросил его, не нуждается ли он в чем-нибудь; все его желания будут немедленно исполнены.