Размер шрифта
-
+

Актуальные проблемы Европы №2 / 2016 - стр. 17

В статье рассматривается, как на протяжении истории формировались и менялись представления россиян о Франции. Применительно к современному российскому обществу анализируется восприятие Франции в повседневной жизни, политический образ страны, а также конфликты, возникающие на ценностной почве.

Abstract. This article examines how the attitude of Russians towards France was forming and changing during long historical period. With regard to the contemporary Russian society the paper also investigates perceptions of France in everyday life, the political image of the country as well as the conflicts arising from the values priorities.

Ключевые слова: Франция, Россия, история, французская культура, французский язык, галломания, культурная модель, традиционные ценности.

Keywords: France, Russia, history, French culture, French language, Gallomania, culture pattern, traditional values.

Как на протяжении истории формировались и менялись представления россиян о Франции? Нас интересовало, как Франция воспринималась и воспринимается в России в качестве культурной и политической модели, что думают о Франции и французах рядовые россияне.

В статье использованы интервью, проведенные автором в 2013–2015 гг. с российскими экспертами – политологами, историками, а также рядовыми россиянами, в том числе молодыми людьми – студентами и магистрантами, обучающимися во французских высших учебных заведениях17.

К истории вопроса

Чаще всего, когда речь заходит об истории российско-французских отношений, вспоминается киевская княжна Анна Ярославовна, в 1051 г. вышедшая замуж за французского короля Генриха I. С XI в. вплоть до царствования Петра I упоминания о Франции и французах в русских источниках немногочисленны. Известно, что небольшая французская колония проживала в XVII в. в Москве на улицах Покровка и Ильинка. В середине XVII в. некрещеные по православному обряду иноземцы, их всех тогда именовали «немцами», были переселены за город в Немецкую слободу (Лефортово). Поводом послужила жалоба московских жителей, заявивших, что «немцы» нелегально содержат неправославные домовые церкви и нарушают сложившиеся жизненные устои [Можаев, 2015, c. 524].

Устойчивый интерес к Франции возник в России в XVIII в. Первым русским, оставившим свидетельства о своем пребывании во Франции, стал посол России в Голландии А.А. Матвеев, направленный Петром I во Францию с дипломатической миссией (1705–1706). Его «Записки» являются первой русской книгой о Франции, где предложен институциональный и эстетический взгляд на страну. Их автора, человека незаурядного, интересовало во Франции буквально всë: государственное устройство и функционирование административного аппарата; градостроительство и фортификация; организация армии и система образования. Матвеев не скрывал своего восхищения Парижем. «Город Париж, – писал он в письме от 25 сентября 1705 г., – нашел я втрое больше Амстердама и людства множество в нем неописанное, и народа убор и забаву в веселии их несказанную» [Матвеев, 1972, c. 243]. Матвеев описывал многоликий город, особое внимание уделяя его большим площадям, соборам, великолепным дворцам. Его поразил Лувр с «дивной» и «чрезвычайной» каменной резьбой, Тюильри, дворцы Версаль и Фонтенбло с окружающими их парками.

Страница 17