Размер шрифта
-
+

Актуальные проблемы Европы №1 / 2018 - стр. 34

Современная мексиканская иммиграция представляет существенную проблему для Соединенных Штатов. Процесс трансформации американского общества под влиянием все увеличивающегося потока иммигрантов не имеет прецедентов в американской истории. Не случайно Самюэль Хантингтон, в 1996 г. предсказавший миру столкновение цивилизаций на базе этнокультурного разделения, спустя некоторое время обратился к проблеме собственно американской самоидентификации в книге «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» [Huntington, 2004]. Главные тезисы этой книги, которые стоило бы взять на заметку американскому истеблишменту, – колоссальное значение англопротестантского наследия Америки и необходимость сохранить и укрепить американскую идентичность, основанную на этом наследии. В конце книги Хантингтон предлагает три возможных сценария изменения американской идентичности [Huntington, 2004, p. 362–365].

Первый сценарий – космополитическое, открытое общество, где многообразие становится приоритетом. Пожалуй, выбор именно этого пути может стать для США неудачным, если не роковым, так как массовая иммиграция через «прозрачные» границы может коренным образом изменить демографическую ситуацию в Соединенных Штатах, которые при этом трансформируются из нации западноевропейского большинства в нацию меньшинства, что положит конец доминированию того сообщества, которое когда-то основало эту страну. Как утверждает директор Общественного научно-исследовательского института по делам религий (Public Religion Research Institute, PRRI) Роберт П. Джонс в своей книге «Конец белой христианской Америки», белым останется только смириться с потерей доминирующего положения и искать свое место в новом обществе в роли меньшинства [Jones, 2016]. Этот пессимистический взгляд отражен в ряде публикаций в СМИ (см., напр.: [Sides, 2016]).

Второй сценарий – имперский: Соединенные Штаты переделывают мир под американские ценности, пересоздают его, изменяя доминирующую культуру принимающих их обществ, оставаясь в основе своей по-прежнему англопротестантской страной. Данный путь предполагает стержневую англопротестантскую культуру и определяемое ей политическое кредо.

Третий сценарий – национально-патриотическая альтернатива. Поддержку на этом пути способна оказать религия, к которой можно апеллировать в поисках национальной идентичности, единства, солидарности, сплоченности. На этом пути у Соединенных Штатов неплохие шансы, так как американское общество (прежде всего – в штатах «Библейского пояса» на юге) более религиозно, чем многие европейские народы.

Страница 34