Актерский тренинг. Гимнастика чувств - стр. 37
Если в полукруге находятся десять учеников, киноленты создаются, например, в таком порядке:
1-й ученик (сидящий крайним справа): – Поле.
10-й ученик (сидящий крайним слева): – Столы.
2-й – Поле. Солнечный день.
9-й – Столы. Телефоны.
3-й – Поле. Солнечный день. Стог сена.
8-й – Столы. Телефоны. Графики выполнения.
4-й – Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени.
7-й – Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета.
5-й – Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы.
6-й – Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета. Старший помзамзав.
Теперь две киноленты «скрестились» и расходятся в разные стороны:
7-й – Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы. Шум листьев.
5-й – Столы… и т. д.
Каждый ученик, таким образом, запоминает одновременно обе киноленты и участвует в создании то одной, то другой в зависимости от того, с какой стороны приближается к нему очередная кинолента – справа или слева.
Групповой рассказ
В предыдущих упражнениях ученики сочиняли рассказ, пользуясь только одним-двумя словами для каждого кадра. Теперь можно расширить рамки задания – сочинять, пользуясь большими фразами. На первый взгляд, это кажется более простым делом.
Допустим, рассказ начался с фразы, которую произнес первый из сидящих в полукруге учеников:
– Хлестал дождь…
Второй повторил эту фразу и продолжил:
– Хлестал дождь. Охотники промокли до нитки в своем шалашике…
Третий:
– Хлестал дождь. Охотники промокли до нитки в своем шалашике. Близилась ночь, и нужно было успеть дойти до станции…
Если ограничить цель упражнения только развитием фантазии учеников – совсем несложно продолжить этот или любой другой рассказ, лишь бы работало воображение. Но поставим цель – тренировать в этом упражнении непрерывность внутренних видений, и все станет намного сложнее! Нам все время придется волевыми усилиями держать ускользающие видения и с помощью внутреннего контроля следить за их непрерывностью – это и будет физической целью данного упражнения.
Может показаться, что волевые усилия – излишни. Ведь словесные сигналы и так накрепко связаны с изображениями: мы говорим «хлестал дождь» и при этом не можем не видеть на внутреннем экране картины дождя. Конечно, видим. Но видения эти часто не осознаются нами. Картина приобретает зримые черты только в том случае, если мы остановим на видении свое внимание… Хлещет дождь… Низкие, темные тучи, темень, косые плети воды… А еще?
Вода бьет по голым сучьям деревьев (наверное, осень?), срывает оставшиеся листья… А еще? Вода мнет жухлую траву, бежит мутным потоком по лесной тропинке…