Размер шрифта
-
+

Академик Эрдниев. Сын Великой Степи - стр. 2

Мощная энергетика степи и уникальная культура народа притягивали к себе многих выдающихся деятелей культуры, в числе которых А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Гиляровский, А. П. Бородин (знаем его знаменитые «Половецкие пляски!»), Велимир Хлебников (он родился в Малодербетовском улусе Астраханской губернии, сейчас это село Малые Дербеты Республики Калмыкия) и даже Александр Дюма, написавший о Калмыкии: «Степь и люди – вечное удивление».

Самый узнаваемый образ калмыка мы встречаем у Пушкина в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Помните? – поэт называет калмыка «другом степей», что так и есть, не ошибся великий.

Еще одно стихотворение, которое навеяно встречей с очаровательной калмычкой:

Прощай, любезная калмычка!
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей…

Пушкин интересовался фольклором и историей калмыков. В романе «Капитанская дочка» Емельян Пугачев рассказывает Петру Гриневу калмыцкую сказку об орле и вороне: «…Нет, брат ворон: чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

Не остался равнодушен к калмыцкой культуре и Николай Гоголь. Писатель мечтал написать книгу «Земля и люди», отразить в ней «живое, а не мертвое изображение России, ту существенную говорящую географию, начертанную сильным живым слогом…». Очевидно, что при такой масштабной задумке нельзя было пройти мимо калмыцкой культуры. Гоголь посвящает калмыкам слова: «…Несмотря, однако ж, на неприятность и бедность жизни, тощие и почти не производящие степи, калмык здоров. строен и гибок. быстроглаз и видит далеко. Нравом калмык гостеприимен. В обращении ровен. Как родится калмычонок, отец его или бабка выходит тотчас из кибитки и что первое попадется ему на глаза, тем называет ребенка. Волга, топор, собачий помет, ложка, старуха, если попадется русский чиновник приехавший, то именем его чина…»

Жизнь и творчество академика Пюрви Эрдниева, настоящего Сына Великой степи, предшественники которого играли важную роль в судьбе кочевой цивилизации, – это дорога мужественного, целеустремленного и трудолюбивого человека, который прошел долгий тернистый путь и оставил неизгладимый след не только в отечественной, но и в мировой педагогике. Судьба академика Эрдниева всегда была тесно связана с родным калмыцким народом, который помнит и следует посланию предков:

Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим;
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаенной вражды, от измен, от алчбы;
Страница 2