Африка. История и историки
1
Ташкентская конференция писателей стран Азии и Африки. Ташкент, 1960. С. 455–456.
2
Дюбуа У. Э. Б. Африка. Очерк по истории Африканского континента и его обитателей. М., 1961. С. 26–28.
3
General History of Africa. Paris, 1985. Vo l. 7. P. XIX.
4
Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 305.
5
Deutschland in der Periode des Imperialismus. Berlin, 1953. S. 48.
6
Ohnet G. L’inutilé richesse. Paris, 1896. P. 5, 12.
7
Дионео (Шкловский И. В.). Очерки современной Англии // Русское богатство. 1903. № 61. С. 254.
8
Hammond L., Jablow A. Te Myth of Africa. New York, 1977. Р. 7.
9
Nwezeh E. C. Africa in French and German Fiction (1911–1933). Ibadan, 1978. Р. VII, 3.
10
Mayer R. Artifcial Africas: Colonial Images in the Times of Globalization. Hanover; London, 2002.
11
Зем новодного круга краткое описание из старыя и новыя географии… Повелением Великого государя… напечатано в Москве. Лета Господня 1719-го, в ап реле месяце; География, или Краткое земнаго круга описание… в типографии Московской. Лета Господня 1710-го в месяце марте.
12
Путешествие г. Вальяна во внутренность Афри ки, чрез мыс Доброй Надежды в 1780, 1781, 1782, 1783, 1784 и 1785 годах. Т. 1–2. М., 1793.
13
Жизнь Олаудаха Экиано, или Густава Вазы Африканского, родившегося в 1745 году, им самим написанная; содержащая историю его воспитания между африканскими народами; похищение; невольничество; мучения, претерпенные им на вест-индских плантациях; приключения, случившиеся с ним в разных частях света; описания как разных народов африканских, их веры, нравов и обыкновений, так и многих стран, виденных им во время своей жизни, со многими трогательными и любопытными анекдотами и с присовокуплением гравированного его портрета / пер. с нем. А.Т. Ч. 1–2. М., 1794.
14
История человечества. Всемирная история. Т. 3. СПб., 1909. С. 377–378.
15
Сталин И. В. Как понимает социал-демократия национальный вопрос? // Сочинения. Т. 1. М., 1951. С. 49.
16
Солженицын А. И. Бодался теленок с дубом: очерки литературной жизни. Париж, 1975. С. 134, 497.
17
Davidson A. African Resistance and Rebellion Against the Imposition of Colonial Rule // Emerging Temes of African History. Proceedings of the International Congress of African Historians held at University College, Dar es Salaam, October 1965 / Ed. T. O. Ranger. Nairobi, 1968. P. 177–188.
18
Problems in History of Colonial Africa, 1860–1960 / Ed. R. Collins. Englewood Clifs (N.J.), 1970. P. 50–58.
19
Давидсон А. Б., Макрушин В. А. Облик далекой страны. М., 1975. C. 308–309, 340.
20
Гумилев Н. Сочинения: В 3 т. Т. 2. М., 1991. С. 224.
21
Сказки зулу. Izinganekwane / пер. И. Л. Снегирева. М., Л., 1937.
22
Маран Р. Батуала. Л., 1926.
23
Говорят африканские историки. М., 1977.
24
Crookall Е. Handbook for History Teachers in West Africa. Evans, 1960. Цит. по: Ballard M. Introduction // New Movements in the Study and Teaching of History. London, 1971. P. 5–6.
25
Diop A. Le sens de ce Congrès (Discours d’ouverture). Deuxième Congrès des écrivains des artistes Noires // Présence Africaine. No. 24–25. 1959. C. 42–43.
26
African Studies since 1945: A Tribute to Basil Davidson. Proceedings of a Seminar in Honour of Basil Davidson Sixtieth Birthday at the Centre of African Studies, University of Edinburgh under the Chairmanship of George Shepperson. Edinburgh, 1976. P. 22–23.
27
Diop A. Niam n’Goura ou les raisons d’être de «Présance Africaine»// Présance Africaine. No. 1. Paris, 1947.
28
Des africanistes russes parlent de l'Afrique. Paris, 1960.
29
Davidson A. La résistance de la tribu Matabélé à l’établissement de la colonie de Rhodésie du Sud // Des africanistes russes… P. 55–87.
30
The Journal of African History. 1960. Vol. 1. No. 1. 1960.
31
Ki-Zerbo J. Histoire de l’Afrique Noire. D’hier à demain. Paris, 1972. P. 31. Сундьята – правитель средневекового государства Мали в XIII в.
32
Diop A. Le sens de ce Congrès… P. 45.
33
В Африке термины «белые», «цветные» вполне употребительны, поэтому и мы в этой книге позволяем себе употреблять их без кавычек.
34
Историческая наука в странах Африки. М., 1979.
35
Источниковедение африканской истории / под ред. А. Б. Давидсона. М., 1977.
36
Урсу Д. П. Современная историография стран Тропической Африки. 1960–1980. М., 1983.
37
Golden L. My Long Journey Home. Chicago, 2002.
38
Россия и Африка. Документы и материалы XVIII в. – 1960. Т. 1–2. М., 1999.
39
История Африки в документах. Т. 1–3. М., 2005–2007.
40
Становление отечественной африканистики. 1920-е – начало 1960-х. М., 2002.
41
История Африки в биографиях / под ред. А. Б. Давидсона. М., 2012.
42
Коминтерн и Африка. Документы. СПб., 2003.
43
Давидсон А. Б., Мазов С. В., Цыпкин Г. В. СССР и Африка. 1918–1960: Документированная история взаимоотношений. М. 2002.
44
South Africa and the Communist International: A Documentary History. Vol. 1: Socialist Pilgrims to Bolshevik Footsoldiers, 1919–1930; Vol. 2: Bolshevik Footsoldiers to Victims of Bolshevisation, 1931–1939. London, 2003.
45
Atieno-Odiambo E. S. Introduction // Te Essays of Bethwell Allan Ogot: Te Challenges of History and Leadership in Africa. Trenton (N.J.); Asmara, 2002. P. XI.
46
Ola Uduku, Zack-Williams A. Reading Beyond the Post-Colonial: a cultural-socio-spatial perspective // Africa Beyond the Post-Colonial: Political and socio-cultural identities / Ed. Ola Uduku and A. B. Zack-Williams. Aldershot; Burlington, 2004.
47
New York Times. 21 February. 2005.
48
Obitayo C. Adesina. Teaching History in Twentieth Century Nigeria: Te Challenges of Change // History in Africa. 2006. Vol. 33. P. 31.
49
Matsoko Pheko. How the ANC betrayed its founding principles // New African. February. 2012.
50
Babatunde Ayelern. African cultural rebirth: a literary approach // Journal of African cultural Studies. 2011. Vol. 23. No. 2. Р. 165.
51
The African Philosophy Reader. A Text with Readings. Cape Town, 2003.
52
Postcolonialisms: An Anthology of Cultural Teory and Criticism. Oxford, 2005.
53
Об афроцентризме см.: Давидсон А. Б., Филатова И. И. Афроцентризм – пережиток прошлого или знамение будущего? // Мы и Они. Конформизм и образ «другого»: Сборник статей на тему ксенофобии. М:, 2007. С. 134–164.
54
Asante M. K. Afrocentricity. Trenton; Asmara, 1996. Р. 81. (Асанте подал пример своим последователям, поменяв имя Артур Ли Смит, данное ему при рождении, на африканское. – А. Д.).
55
Asante M. K. Afrocentricity. P. 101–102, 105.
56
Каддафи М. Зеленая книга. М., 1989. С. 139.
57
Yurungu. An African-Centered Critique of European Cultural Tought and Behavior. Trenton; Asmara, 1997. P. XIII.
58
Asante M. K. Te History of Africa: Te Quest for eternal Harmony. New York, 2007.
59
Швейцер А. Письма из Ламбарене. Л., 1978. С. 9.
60
Schreiner O. Closer Union. Cape Town, 1909. P. 25–26.
61
Lewis R. Anti-Rasism: A Mania exposed. London, 1988.
62
Буровский А. Бремя белых. Необыкновенный расизм. М., 2011. С. 9.
63
Жизнь Олаудаха Экиано…
64
The New African Diaspora / ed. I. Okpewho and Nkiru Nzegwu. Bloomington, 2009. См. также: Te New African Diaspora in North America: Trends, Community Building, and Adaptation / Eds. B. K. Takyi and J. A. Arthur. New York, 2007; Creese G. Te New African Diaspora in Vancouver: Migration, Exclusion and Belonging. Toronto, 2011.
65
The New African Diaspora / ed. I. Okpewho and Nkiru Nzegwu. Bloomington, 2009. См. также: Te New African Diaspora in North America: Trends, Community Building, and Adaptation / Eds. B. K. Takyi and J. A. Arthur. New York, 2007; Creese G. Te New African Diaspora in Vancouver: Migration, Exclusion and Belonging. Toronto, 2011. Ibid. P. 7, 11.
66
The New African Diaspora / ed. I. Okpewho and Nkiru Nzegwu. Bloomington, 2009. См. также: Te New African Diaspora in North America: Trends, Community Building, and Adaptation / Eds. B. K. Takyi and J. A. Arthur. New York, 2007; Creese G. Te New African Diaspora in Vancouver: Migration, Exclusion and Belonging. Toronto, 2011. Ibid. P. 7, 31.
67
«Русское богатство». 1905. № 6. С. 118.
68
Ofosu-Appiah L. H. Joseph Ephraim Caseley Hayford: the Man of Vision and Faith. Accra, 1975; Ugonna Nnabuyenyi. Introduction to the Second Edition // Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound: Studies in Race Emancipation. London, 1969 (1911); Essein-Udom E. U. Introduction to the Second Edition // Casely Hayford J. E. Te Truth about the West African Land Question. London, 1971 (1913); Мазов С. В. Парадоксы «образцовой» колонии. Становление колониального общества Ганы. 1900–1957 гг. М., 1993. С. 51–57, 116–127.
69
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 162.
70
Кочакова Н. Б. Историки-африканцы в английских колониях Западной Африки в XIX в. Национальные историографии Ганы и Нигерии // Историческая наука в странах Африки / под ред. А. Б. Давидсона. М., 1979. С. 92–93.
71
Потехин И. И. Становление новой Ганы. М., 1965. С. 130–131; Kimble D. A Political History of Ghana. Te Rise of the Gold Coast Nationalism, 1850–1928. Oxford, 1963. P. 354.
72
Sarbah J. M. Fanti customary laws: a brief introduction to the principles of the native laws and customs of the Fanti and Akan sections of the Gold Coast, with a selection of cases thereon decided in the law courts. London, 1897.
73
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions with Toughts upon a Healthy Imperial Policy for the Gold Coast and Ashanti. London, 1970 (1903).
74
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 75.
75
О ней см.: Попов В. А. Этносоциальная история аканов в XVI–XIX веках. Проблемы генезиса и стадиально-формационного развития этнополитических организмов. М., 1990.
76
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 12.
77
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 194–195.
78
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 128–129.
79
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 32–43, 66, 126, 249–254.
80
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 81–82.
81
Casely Hayford J.E. Gold Coast Native Institutions… P. 82–84.
82
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 136.
83
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 19–20.
84
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 269.
85
Видимо, имеется в виду выступление португальского короля Афонсу V 8 января 1455 г. в Кафедральном соборе Лиссабона, в котором он оповестил иностранных торговых представителей о булле папы Николая V «Romanus Pontifex». Булла объявляла войну всем нехристианам, обосновывала права португальцев на завоевания в Западной Африке как «первооткрывателей», санкционировала работорговлю.
86
Кейсли Хейфорд был эфиопанистом. Он ассоциировал Эфиопию с Африкой, ссылаясь на Библию: «Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу» (Пс. 67:32). Подробно см.: Ugonna Nnabuyenyi. Op. cit. P. XXIII–XXIV.
87
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 157–158.
88
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 159–160.
89
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 232–233.
90
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 236–237.
91
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 149.
92
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 149, 169.
93
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 6–7.
94
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 235.
95
Здесь и дальше речь идет о белой расе.
96
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 234.
97
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 107–110.
98
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 115–117.
99
Сергеев Е. Ю. Большая игра, 1856–1907: мифы и реалии российско-британских отношений в Центральной и Восточной Азии. М., 2012.
100
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 117–118.
101
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 168–169.
102
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 170.
103
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 170.
104
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 163, 164.
105
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 182.
106
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 172.
107
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 247; Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 181.
108
Casely Hayford J. E. Ethiopia Unbound… P. 164, 165.
109
Френкель М. Ю. Общественная мысль Британской Западной Африки во второй половине XIX в. М., 1977. С. 156–157.
110
Ugonna Nnabuyenyi. Op. cit. P. XX.
111
http://worldcat.org/identities//ccn-n50-25037
112
Давидсон А. Б., Филатова И.И. Исторические пласты афроцентризма // Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя / под ред. А. Б. Давидсона. М., 2009. С. 32.
113
Литинский А. Л. Формирование этнического самосознания афроамериканцев в XX в. // Там же. С. 79.
114
Casely Hayford J. E. Gold Coast Native Institutions… P. 231–239.
115
«Афроамериканец» – наиболее распространенный в отечественной исследовательской литературе термин, обозначающий население США, имеющее африканские этнорасовые корни. Об истории формирования см.: Нитобург Э. США: цветной барьер в прошлом и настоящем // Новая и новейшая история. 1997. № 2. С. 42–56.
В настоящее время его вытесняет более корректный термин «африкано-американец». Зарубежные исследователи и публицисты (начиная с 1970-х годов) используют термин «черное население» и производные, трудно приживающиеся в русском языке из-за нежелательных коннотаций. – Прим. авт.
116
Значительное литературное наследие У. Дюбуа позволяет многим авторитетным исследователям считать его прежде всего крупным африкано-американским писателем. См.: Гайсмар М. Цикл прозы // Литературная история Соединенных Штатов Америки / под ред. Р. Спиллера и др. М., 1979. С. 442.
117
Мазов С. В. Неизвестная история создания Института Африки АН СССР // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 1998. № 1. С. 80–88.
118
Потехин И. И. Дюбуа // Африка. Энциклопедический справочник. М., 1963. Т. 1. С. 352–353.
119
Голден Л. О. Дюбуа // Африка. Энциклопедический справочник. М., 1986. Т. 1. С. 485.
120
Голден Л. О. Дюбуа // Африка. Энциклопедический справочник. М., 2009. Т. 1. С. 794–795.
121
Дюбуа У. Э. Б. Воспоминания. М., 1962. С. 518.
122
Дюбуа У. Э. Б. Воспоминания. М., 1962. С. 494.
123
Нитобург Э. Л. Афроамериканцы США. ХХ век: этноисторический очерк. М., 2009. С. 147.
124
Black Titan: W. E. B. Du Bois. An Anthology by the Editors of Freedomways / eds. J. H. Clarke et al. Boston, Toronto, 1970. P. 8.
125
A Documentary History of the Negro People in the United States / ed. H. Aptheker. New York, 1970. Vol. 2. P. 928.
126
Цит. по: Geiss I. Te Pan-African Movement. London, 1974. P. 173, 467.
127
W. E. B. Du Bois Speaks. Speeches and Addresses 1890–1919 / ed. Ph. S. Foner. New Yo r k, 1970. P. 125. Необходимо отметить, что впоследствии Дюбуа не раз использовал понятие «цветной барьер», навсегда закрепив за собой авторство этого термина. Но появление его стало возможным именно благодаря новой информации и новым реалиям, с которыми африканоамериканцы по-настоящему пришли в соприкосновение в 1900 г. на панафриканской конференции в Лондоне.
128
Воеводский А. В. Джон Т. Джабаву – южноафриканский политик и общественный деятель // Вестник РГГУ. 2012. № 9. С. 146–165.
129
Страны Магриба традиционно воспринимались африканоамериканцами как африканские территории, особенно это касалось Марокко, наряду с Либерией и Эфиопией остававшегося среди немногих независимых (с большими оговорками) государств континента.
130
Bennet L. Pioneers in Protest. Chicago, 1968. P. 239–256.
131
Bennet L. Pioneers in Protest. Chicago, 1968. P. 250.
132
African Congress. A Documentary of the First Modern Pan-African Congress / ed. Imamu Amiri Baraka (LeRoi Jones). New York, 1972. P. 191–192.
133
W. E. B. Du Bois Speaks… P. 244–257.
134
W. E. B. Du Bois Speaks… P. 255–256.
135
Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Документы и материалы: В 2 т. Т. 1. 1941–1943 / Министерство иностранных дел СССР. М., 1983. С. 131–132.
136
Plummer B. G. Rising wind: Black Americans and U.S. foreign afairs, 1935–1960. Chapel Hill (NC), 1996. P. 112.
137
Du Bois W. E. B. Against racism: Unpublished essays, papers, addresses, 1887–1961 / ed. H. Aptheker. Amherst (MA), 1985. P. 187–191.
138
Щербаков Н. Г. Послевоенный панафриканизм: начало пути // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2008. № 2. С. 94–107.
139
Филатова И. И. Документы панафриканского движения // Расы и народы. М., 1977. № 7. С. 251–255.
140
Du Bois W. E. B. Te world and Africa: An inquiry into the part which Africa has played in world history. New York, 1965. P. XII.
141
Дюбуа У. Э. Б. Африка. Очерк истории Африканского континента и его обитателей. М., 1961. С. 23.
142
Дюбуа У. Э. Б. Африка. Очерк истории Африканского континента и его обитателей. М., 1961. С. 49.
143
Давидсон А. Б., Филатова И. И. Исторические пласты афроцентризма // Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя / под. ред. А. Давидсона. М., 2009. С. 6–40.
144
Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология: политические функции этничности: Учеб. для вузов. М., 2011. С. 260–263.
145
Дюбуа У. Э. Б. Африка… С. 120–122.
146
Дюбуа У. Э. Б. Африка… С. 221.
147
Дюбуа У. Э. Б. Африка… С. 314.
148
Karenga M. Introduction to Black Studies. Inglewood (CA), 1982. P. 203–204.
149
Woodson С. G., Wesley Ch.H. Te Story of the Negro Retold. Washington, 1959.
150
Woodson С. G., Wesley Ch.H. Te Story of the Negro Retold. Washington, 1959. P. 337–338.
151
Следует учесть, что, начиная с 1915 г. К. Вудсон издавал «Te Journal of Negro History». Он создал действующую по сию пору «Ассоциацию по изучению афроамериканской истории» – крупнейшее профессиональное объединение историков, занимающихся историей чернокожих, по его инициативе стала отмечаться сначала «Неделя афроамериканской истории», а в настоящее время – спонсируемый государством «Месячник афроамериканской истории». В США существует несколько крупных библиотек и исследовательских фондов, носящих имя К. Вудсона. Пожалуй, только его имя наряду с именем У. Дюбуа признано всеми американскими историками, вне зависимости от политико-идеологических пристрастий, синонимом понятия «отцы афро-американской истории».
152
Фостер У. З. Негритянский народ в истории Америки. М., 1955.
153
Филатова И. И., Давидсон А. Б. Россия и Южная Африка: наведение мостов. М., 2012. С. 9–33.
154
Россия и Африка. Документы и материалы XVIII в. – 1960 / под ред. А. Давидсона и С. Мазова. М., 1999. Т. 2. С. 165–168.
155
Scherbakov N. G., Litinsky A. L. Afro-America through the key-hole (or loophole?) of «America» magazine // Russian-American Links: African-Americans and Russia = Российско-американские связи: Афроамериканцы и Россия / под ред. Ю. П. Третьякова и Е. М. Апенко. СПб., 2009. P. 274–294.
156
col1_0 The African roots of war // Atlantic Monthly. May 1915. Vo l. 115. P. 707–714.
157
Перевод дан по изд.: Уильям Шекспир. Король Генрих IV (Ч. II) / пер. В. Морица и М. Кузмина. СПб., 2005.
158
Давидсон А. Б. Южная Африка. Становление сил протеста. 1870–1924. М., 1972.
159
Давидсон А. Б. Марксистское и национально-демократическое направления в южноафриканской историографии // Историческая наука в странах Африки. М., 1979. С. 277–289.
160
Урсу Д. П. Историография истории Африки. М., 1990.
161
Например, см.: Kunene D. P. Tomas Mofolo and the Emergence of Written Sesotho Prose. Johannesburg, 1989; Jordan A. C. Towards an African Literature: Te Emergence of Literary Form in Xhosa. Berkeley; Los Angeles; London, 1973. Р. 64–68; Orality, literacy, and colonialism in southern Africa / ed. J. A. Draper. Atlanta, 2003; Willan B. Sol Plaatje: South African Nationalist, 1876–1932. Berkeley, 1984; и др.
162
Clingman S. Literature and History in South Africa // Radical History Review. 1990. Vol. 46–47. Special Issue. Р. 145–161; Starfeld J. V. Dr S. Modiri Molema (1891–1965): Te Making of an Historian. PhD Tesis (Witwatersrand University). 2007; Idem. «Not Quite» History: Te Autobiographical Writings of H. Selby Msimang and R. V. Selope Tema // Social Dynamics. 1988. Vol. 14. No. 2. P. 16–35.
163
Ко́са (самоназвание – амакоса) – народ в Южной Африке.
164
Chalmers J. A. Tiyo Soga: a Page of South African Mission Work. Edinburgh, 1878. Р. 131–132; Williams D. Tiyo Soga, 1829–71 // Black Leaders in Southern African History / ed. Ch. C. Saunders. London, 1979. P. 131.
165
Лавдейл – одна из старейших протестантских миссии в Южной Африки. При миссии в 1841 г. была основана первая в Южной Африке семинария для африканцев, которая вплоть до начала XX в. оставалась ведущим учебным заведением, ориентированным на обучение неевропейцев.
166
Soga T. Te Journal and Selected Writings of the Reverend Tiyo Soga. Cape Town, 1983. P. 153. Этот призыв сохранял свою актуальность и через 60 лет после смерти Тийо Соги. В 1931 г. Г. Дломо писал: «До тех пор пока у нас не появится история, написанная туземцами со своей позиции, история Союза (имеется в виду Южно-Африканский Союз. – А. В.) будет оставаться неполной и односторонней. Пришло время для того, чтобы наши образованные молодые люди создали исторические книги, которые будут вдохновлять, поддерживать и станут источником гордости для нас и последующих поколений. Мы хотим обрести историю, основанную на фактах и документах, а не только лишь на мнениях и ошибочных предвзятых интерпретациях». См. приложение к данной статье.
167
Soga T. Te Journal and Selected Writings of the Reverend Tiyo Soga. Cape Town, 1983. P. 153. Этот призыв сохранял свою актуальность и через 60 лет после смерти Тийо Соги. В 1931 г. Г. Дломо писал: «До тех пор пока у нас не появится история, написанная туземцами со своей позиции, история Союза (имеется в виду Южно-Африканский Союз. – А. В.) будет оставаться неполной и односторонней. Пришло время для того, чтобы наши образованные молодые люди создали исторические книги, которые будут вдохновлять, поддерживать и станут источником гордости для нас и последующих поколений. Мы хотим обрести историю, основанную на фактах и документах, а не только лишь на мнениях и ошибочных предвзятых интерпретациях». См. приложение к данной статье.
168
В 1856 г. среди ко́са распространилось предсказание, провозвестницей которого была девушка Нонгг'авусе. Ее дядя, новообращенный христианин Млаказа, утверждал, что предки передавали через нее свою волю, согласно которой ко́са должны были уничтожить весь свой скот, запасы продовольствия и посевы зерна. После выполнения этих требований, согласно «пророчеству», мертвые должны были восстать из своих могил и изгнать белых пришельцев за море, и тогда снова к ко́са вернулись бы процветание и изобилие.
169
Chalmers J. A. Op. cit. Р. 140–141.
170
Soga T. Op. cit. P. 168. Эта оценка событий 1856–1857 гг. оказалась чрезвычайно живучей среди африканских интеллигентов и просветителей. В пьесе известного зулусского писателя Г. Дломо «Девушка, убившая, чтобы спасти (Нонгг’авусе – освободительница)», которая была написана в 1935 г., страшный голод, последовавший за забоем скота и уничтожением запасов зерна, рассматривается как инструмент Провидения, толкнувший людей на путь обращения к Христу и тем самым на дорогу цивилизации, проводниками которой выступают миссионеры. См.: Dhlomo H. I. E. Te Girl Who Kill to Save (Nongqause the Liberator) // Dhlomo H. I.E. Collected Works / ed. by N. Visser and T. Couzens. Johannesburg, 1985. P. 3–29.
171
Soga T. Op. cit. P. 73.
172
Soga T. Op. cit. P. 168–169.
173
Soga T. Op. cit. P. 175.
174
Принятое в XIX в. название африканских народов Южной Африки.
175
Давидсон А. Б. Южная Африка… С. 127; Отрывки из завещания Тийо Сога «Заповеди моим детям» // История Африки в документах, 1870–2000. В 3 т. М., 2005. Т. 1. С. 451–452.
176
Jordan A. C. Op.cit. Р. 64–68; Opland J. Fighting with the Pen: Te Appropriation of the Press by Early Xhosa Writers // Orality, literacy… P. 15.
177
Opland J. Op. cit. P. 15.
178
Jordan A. C. Op. cit. P. 73. Bradford H., Qotole M. Ingxoxo enkulu ngoNon-gqawuse (A Great Debate about Nongqawuse) // Kronos. 2008. N 34. P. 73.
179
Wenzel J. Bulletproof: aferlives of anticolonial prophecy in South Africa and beyond. Chicago; London, 2009. P. 33–34.
180
Wenzel J. Bulletproof: aferlives of anticolonial prophecy in South Africa and beyond. Chicago; London, 2009. P. 33–34.
181
Например, тираж «Имво забанцунду» («Голос черного народа»), первой газеты издававшейся африканцем, доходил до 4 тыс. экз. См.: Beinart W. Twentieth-century South Africa. Oxford, 2001. P. 93.
182
Molema S. M. Te Bantu, Past and Present: An Ethnological and Historical Study of the Native Races of South Africa. Edinburgh, 1920.
183
Soga J. H. Te South-Eastern Bantu (Abe-Nguni, Aba-Mbo, Ama-Lala). Johannesburg, 1930.
184
Soga J. H. Te Ama-Xhosa: Life and Customs. Lovedale; London, 1932.
185
Цит. по: Couzens T. Te New African: A Study of the Life and Work of H. I. E. Dhlomo. Johannesburg, 1985. P. 4.
186
Mqhayi S. E. K. Abantu Besizwe. Historical and biographical writings, 1902–1944 / ed. and trans. by J. Opland. Johannesburg, 2009. P. 28.
187
Mqhayi S. E. K. Abantu Besizwe. Historical and biographical writings, 1902–1944 / ed. and trans. by J. Opland. Johannesburg, 2009. P. 30.
188
Molema S. M. Op. cit. P. viii.
189
Teal G. M. History of South Africa Since September 1795. Vol. 1–5. London, 1908.
190
Cory G. F. Te Rise of South Africa. A History of the Origin of South African Colonisation and of Its Development Towards the East From the Earliest Times to 1857. Vol. 1–6. London, 1919–1930.
191
Stow G. W. Te Native Races of South Africa. A History of the Intrusion of the Hottentots and Bantu into the Hunting Grounds of the Bushmen, the Aborigenes of the Country. London, 1905.
192
Molema S. Op. cit. P. 6; Soga J. H. Te Ama-Xhosa… P. 9–10, 24.
193
Molema S. Op. cit. P. 194.
194
Molema S. Op. cit. P. 1.
195
Molema S. Op. cit. P. vii.
196
Soga J. H. Te South-Eastern Bantu… P. 155, 178–179.
197
Papers on Inter-Racial Problems Communicated to the First Universal Races Congress Held at the University of London, 1911. July 26–29 / ed. G. Spiller. London, 1911. P. 336–341.
198
Molema S. Op. cit. 115. Следует оговориться, что Молема был не первым исследователем, обратившим внимание на сходство общинного уклада жизни африканцев и доктринами социализма. По всей видимости, здесь на него оказала влияние книга этнографа-любителя, бывшего колониального чиновника Д. Кидда: Kidd D. Kafr Socialism and the Down of Individualism. An introduction to the Study of the Native Problem. London, 1908.