Размер шрифта
-
+

Афины и Иерусалим

1

Что общего у Афин и Иерусалима? (лат.)

2

Порядок и связь вещей (лат.).

3

Плакать (лат.).

4

Достоевский на это решился. Но, хотя я уже неоднократно указывал на то, что «Записки из подполья» и «Сон смешного человека» впервые дали нам «критику разума», – все по-прежнему считают, что ее нужно искать у Канта.

5

Великая и последняя борьба уготована человеческим душам.

6

Если должно на все дерзать, не попытаться ли нам быть бесстыдными.

7

Платон. Госуд. 476 c.

8

Повелевать.

9

Повиноваться.

10

Платон. Протагор 34Sd.

11

Сказать, что высшее существо уже мудро вложило в нас такие понятия и основоположения (a priori), означает уничтожить всяческую философию

12

Поощряет… всякий каприз (нем.).

13

Ленивый разум (лат.).

14

Удел всех тварей не одинаков, но одним предопределена жизнь вечная, другим – вечное проклятие (лат.).

15

Величайший дар и божественный свет (лат.).

16

Перевод см. выше.

17

Законное основание (лат.).

18

Федон 83d.

19

Скорби (греч.).

20

Добро не есть сущность, но то, что за сущностью и превосходит сущность и достоинством и силой

21

Какое удовольствие в созерцании сущего – этого никому, кроме философа, вкусить не дано (Госуд. 582с).

22

Тимей 47b.

23

И сказал Бог (лат.).

24

[Не] делать, [а] видеть [и] воспринимать мышлением (лат.).

25

Одно только и для Бога невозможно – сделать однажды бывшее небывшим.

26

Эпиктет был много откровеннее, чем Гегель. «Начало философии, – говорил он, – есть сознание своей беспомощности и бессилия пред необходимостью».

27

См. книгу Кронера – «От Канта к Гегелю».

28

Сила понятия состоит в способности быть негативным по отношению к самому себе, в умении сдерживать себя перед лицом существующего, сделаться пассивным, чтобы оно не определялось субъектом, а само могло обнаружить себя в том, каково оно в самом себе (нем.).

29

В преисполненном верой благоговении индивидуум забывает о себе, он наполнен своим предметом (нем.).

30

В философии религия получает свое оправдание со стороны мыслящего сознания… Мышление – это абсолютный судья, перед которым содержание должно себя оправдать и удостоверить (нем.).

31

Истинное содержание христианской веры следует оправдывать философией (нем.).

32

Подобно тому, как человек должен учиться чувственному миру, подчиняясь ему, как авторитету, поскольку он наличен; подобно тому, как он должен примириться с Солнцем, поскольку оно налично, – точно так же он должен примириться и с учением, с истиной (нем.).

33

Когда человек совершает что-то злое, оно присутствует одновременно как нечто в себе ничтожное, над чем властен дух, так что дух имеет власть сделать зло не бывшим. Раскаяние, покаяние имеют тот смысл, что благодаря возвышению человека к истине преступление осознается как в себе и для себя преодоленное, не имеющее само по себе силы. Такое превращение бывшего в небывшее возможно не в чувственной, а в духовной, внутренней форме (нем.).

34

Вера основана на свидетельстве духа не о чудесах, а об абсолютной истине, о вечной идее, следовательно, об истинном содержании; и с этой точки зрения чудеса представляют интерес незначительный (нем.).

35

В котором первое есть также и последнее, а последнее – первое (нем.).

36

Если бы мы могли исследовать до конца все явления его (человеческой) воли, мы не нашли бы ни одного человеческого поступка, которого нельзя было бы предсказать с достоверностью и познать как необходимый на основании предшествующих ему условий (нем.).

Страница notes