Афины и Акрополь - стр. 20
В настоящее время Гефестион возвышается на холме, с которого открывается превосходный вид на агору. Странно видеть нагромождение каменных обломков, некогда бывших классическими постройками и скульптурой, созданной великими мастерами. Сегодня от большинства зданий остались лишь фундаменты и основания стен. Древний храм Гефеста чудом не превратился в руины после перестроек, которым его подвергли в Средневековье.
В V веке языческий храм был переоборудован в христианскую церковь Святого Георгия, и внутреннее убранство изменилось в соответствии с новой религией. Коренные переделки в значительной мере коснулись внешнего облика Гефестиона: здание дополнилось сводом, порталом с западной стороны и апсидой, заслонившей колонны восточного фасада. Позже это нагромождение было снесено, а место, где стояли древние статуи, обозначено блоками синеватого элевсинского камня.
Один античный историк остроумно заметил, что в Афинах статуй больше, чем людей. В столице Аттики скульптур действительно было много. Значительная их часть, как и творчество самых знаменитых скульпторов Греции, относится к классическому периоду (500-320-е годы до н. э.). Колоссальные, мелкие и совсем миниатюрные изваяния украшали храмы, площади, дома горожан различного достатка. Ими увековечивали память народных героев, чтили живых деятелей государства, отмечали могилы, уличные перекрестки, порталы зданий. К сожалению, огромное количество античной пластики дошло до наших дней в виде обломков. Горы камней, в том числе разрушенные статуи, остались в разграбленном и сожженном Акрополе по окончании Греко-персидских войн. В мирные годы бесценные произведения искусства продавались и обменивались на бытовые вещи. Немало статуй затонуло во время кораблекрушений, и лишь немногие из них были подняты со дна моря. Многие работы греческих скульпторов известны нашим современникам по римским копиям, в то время как из подлинников сохранились лишь единицы.
В темные века афинские художники не слишком умело владели резцом и камню предпочитали дерево. Обладая прекрасными пластическими свойствами, этот материал слишком мягок и недолговечен, поэтому произведения того времени можно только представить, например, по деревянным статуям Геры и Зевса, созданным по старинным образцам примерно в 600-х годах до н. э.
Образы богов и героев не сразу получили воплощение в изобразительном искусстве. Одна из версий их проникновения в пластику имеется в трудах древнегреческого писателя Павсания, создателя «Описания Эллады» – своеобразного путеводителя по памятным местам родины автора. В этом сочинении среди множества легенд имеется миф о Гере, убежавшей на Эвбею после ссоры с супругом. Не сумев убедить ее вернуться, Зевс сделал деревянную фигуру и, закрыв ее одеждой, повез на быках, говоря всем, что везет новую жену. Поверив слухам, Гера явилась к мужу, сорвала покрывало и смогла порадоваться обману, увидев деревянный обрубок вместо молодой девушки. В память примирения божественной пары в Афинах ежегодно устраивался праздник Дедала. Именно так греки называли деревянные статуи, многие из которых принадлежали резцу Дедала, легендарного афинского скульптора, первого представителя этого вида искусства. О редких его произведениях также упоминается в сочинениях Павсания: «На равнине есть храм Диониса. Древнее деревянное изображение бога перенесено афинянами в город. Оставшаяся в храме статуя является копией прежней. Афине посвящен как город, так и вся страна; те, кто поклоняется другим богам, ничуть не меньше чтут Афину. Священное ее изображение, почитавшееся общиной за много лет до того, как из деревенских поселков они сошлись вместе, находится теперь в Акрополе. Существует предание, что оно упало с неба».