Размер шрифта
-
+

Афёра Энтони Флю. Как философ обманул теистов и доказал, что бог – это невежество - стр. 5


Если «теисты верят, что Бог сверхъестественен и поэтому находится за пределами понимания», то они сами, прежде всего, должны честно признаваться в том, что не понимают, что такое бог. Однако ведь понимание самих теистов не находится за пределами понимания. Следовательно, они обязаны объяснить откуда они берут все «сверхъестественные» характеристики бога и вообще знают о нём. Но даже своё не сверхъестественное понимание они ни в силах объяснить. Разве что могут сказать, что идею бога они переняли из Библии, если иметь ввиду христиан, или из Корана, если речь о мусульманах.

Главка «Бог и философия»


В этой главке Флю пишет следующее:


«Впервые работа «Бог и философия» была опубликована в 1966 году. Книга была переиздана в 1984 году под названием «Бог: критическое исследование». Последнее издание, с предисловием издателя, а также с новым и весьма неудовлетворительно написанным мной введением, было выпущено издательством Prometheus в 2005 году.

В книге «Бог и философия» я предложил для обсуждения систематическое доказательство атеизма. Вначале я утверждал, что нашей начальной точкой должен быть вопрос логичности, применимости и законности самой идеи Бога».


С этим вполне можно согласиться. Но прежде нужно определиться с конкретным понятием бог. Иначе трудно определиться с законностью того, что непонятно.

Далее Флю пишет:


«я доказывал, что аргумент замысла, а также космологические и этические доводы в пользу существования Бога являются безосновательными. Я также стремился показать, что из индивидуального религиозного опыта невозможно сделать обоснованный вывод о том, что у него в качестве объекта выступает сверхъестественная божественная сущность».


Он предлагал при рассмотрении идеи Бога обращать внимание на «три вопроса, которые требуют ответа в первую очередь:

• Каким образом следует идентифицировать Бога.

• Как положительные термины, в отличие от отрицательных типа «нематериальный», могут быть применены к Богу.

• Как объяснить несовместимость определённых характеристик Бога с неопровержимыми фактами».

Также Флю показывает, что он имеет ввиду по идентификацией:


«Идентификация и индивидуализация являются чем-то вроде выявления согласованного, общепризнанного и постоянного предмета разговора».


Из этих трёх вопросов, первый является вполне достаточным и наиболее важным. При его разъяснении отпадает необходимость в дальнейших вопросах, т.к. уже при его изучении выяснится абсурдность самой идеи бога.

Также вполне резонно Флю пишет:


«мы не можем даже начать обсуждение причин верить в то, что существует такая своеобразная разновидность Бога, пока мы не определим, как идентифицировать Бога, которого мы собираемся обсуждать».

Страница 5