Адвокатская практика - стр. 55
Среди юристов немало выдающихся деятелей искусства, в том числе композиторы П. И. Чайковский, А. Н. Серов, художественный и музыкальный критик В. В. Стасов, великий русский певец, знаменитый тенор Л. В. Собинов, художники В. Д. Поленов, Д. М. Щербиновский, Н.К. Рерих.
В.В. Стасов после окончания Училища правоведения несколько лет занимался юридической деятельностью. Вначале работал в Межевом департаменте Правительствующего Сената, потом трудился в Сенатском департаменте герольдий, после – в Министерстве юстиции помощником юрисконсульта.
В какой‐то мере по стопам Стасова пошел его младший современник П.И. Чайковский. Он также окончил Училище правоведения, которое давало не только юридическое, но и блестящее общее образование. В этом учебном заведении процветал особый дух художественного творчества. Много внимания уделялось художественной литературе, музыке. Как вспоминает В. В. Стасов, почти каждый учащийся играл на каком‐либо музыкальном инструменте, в стенах училища часто проводились музыкальные вечера, давались концерты. Здесь развилась тяга к музыкальному творчеству у П. И. Чайковского, который после выпуска «по первому разряду» сразу в чине титулярного советника (9‐й разряд) был назначен в «стол прошений» (бюро жалоб) Министерства юстиции, где прослужил более трех лет.
Безусловно, работа на юридическом поприще сослужила хорошую службу Стасову и Чайковскому. Юридическая практика дала им возможность изучить весь спектр социальной жизни общества, обогатила их житейским опытом, выковывала характеры, в какой‐то мере облагородила их творчество. Неслучаен интерес Стасова к полотнам художников В. И. Якоби «Привал арестантов», В. Г. Перова «Утопленница», «Приезд станового на следствие», В. Е. Маковского «Оправданная», «Осужденный», «Узник», И. Е. Репина «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали», Н. А. Ярошенко «В пересылочной тюрьме», «Всюду жизнь».
Не бесспорно, но все же можно предположить, что Шестая симфония П. И. Чайковского в определенной мере сложилась, спрессовалась не только из нерадостных размышлений композитора, но и из его знаний и жизненного опыта, в который вошла и юридическая практика. Неслучайно Шестую симфонию Б. В. Асафьев считал «трагическим документом эпохи».
В 1885 г. Петр Ильич написал «Правоведческую песню» для хора и «Правоведческий марш».
Леонид Витальевич Собинов, окончивший юридический факультет Московского университета с «дипломом первой степени со всеми вытекающими правами и преимуществами», сразу же выбрал свой путь, покинув стены учебного заведения: «Я решил идти по адвокатской части. Это дело кажется мне более простым и интересным». «Патрон» Собинова – выдающийся адвокат Ф. Н. Плевако гордился своим учеником, подававшим большие надежды на адвокатском поприще. Но… успешный дебют в Большом театре и зачисление молодого певца в оперную труппу определили судьбу ученика Плевако. Непросто дался этот выбор. Собинов вспоминал: «…Стоит только накопиться трудной и неприятной работе по адвокатуре, как я уже начинаю мечтать о том, что сцена, пожалуй, мое единственное призвание… С рвением я бросаюсь тогда к оперным клавирам, и вот здесь какой‐нибудь трудный речитатив или плохо удающаяся нота, часто случайное отсутствие дыхания или голоса начинают возбуждать во мне сомнение в моих способностях быть хорошим артистом. Случись к этому выиграть дело, преодолеть пугавшую юридическую трудность, и опять берет верх сознание, что в адвокатуре я, пожалуй, больше на месте. Потом, конечно, все улаживается – и речитативы, и казуистика, но невольная эквилибристика все‐таки оставляет свой неприятный след, а вопрос так и остается открытым»