Адвайта - стр. 26
Такова общая картина. Четыре качества, четыре возможности наблюдения объектов, которые проходят перед нами. Коротко еще раз можно подытожить.
То, что мы переживаем в дза-дзен, является следствием кармической предопределенности. Мы не можем это не переживать. И поскольку у каждого своя ситуация, каждый переживает свои объекты наблюдения в виде внутренних и внешних факторов. Важно понять, что внешние факторы, в которых мы находимся, проживая практику, так же являются таким же следствием кармических связей, как и внутренние факторы. Здесь нет разницы.
Понимание, что проживаемое мной сейчас есть следствие определенных причинно-следственных связей в моей жизни, помогает проживать, свидетельствовать без реакции.
Чем вредна реакция? Если вы реагируете: начинаете агрессировать, становитесь недовольными, имеете претензию – это вызывает новые причинно-следственные связи.
Таким образом мы постоянно поддерживаем эту цепочку. Если мы реагируем на ситуацию, то эта реакция вызывает внутри нас напряжения, новые блоки, и эти блоки мы потом опять будем вынуждены проживать. Обычный человек постоянно накапливает карму, потому что он реагирует на ситуацию. Наши реакции – это зерна новых событий в нашей жизни. Или наши желания – это зерна событий. И когда мы садимся в практику дза-дзен, получается, что мы проживаем ту карму, которая уже у нас сложилась, мы вынуждены ее прожить. Мы отрабатываем предыдущую карму.
Все четыре качества сидения могут быть сознательными и бессознательными. Мы можем сознательно или бессознательно влиять на ситуацию (например, затаивая дыхание). То же самое с выделенностью. Мы можем думать, что сидим по способу дза-дзен № 3, то есть ничего не выбирая. На самом деле возникает привязанность к каким-то позитивным мыслям или положительным переживаниям. Хотя мы изначально считали, что не привязаны ни к чему, вдруг обнаруживаем, что подсознательно привязывались к определенным аспектам, но не отдавали себе в этом отчета. Возможен и другой вариант, когда мы сознательно выделяем какой-то объект.
Детектор лжи – когда реакция проходит за пределами осознанности, то есть вы не можете контролировать эту реакцию, ее выбирают тело и подсознание.
Полностью беспристрастно наблюдать объекты непросто. Начинают вскрываться очень тонкие моменты, выявляются зерна кармических предрасположенностей. Вы думали, что вы нейтральны, – и вдруг появляются ощущения, эмоции, от которых вы не можете отвернуться, вы их выделяете, они становятся фигурой.
Когда вы сидите в дза-дзен № 2, выделяя какой-то объект, то этот объект становится фигурой, а остальные объекты являются фоном. Когда мы сидим в дза-дзен № 3, нет фигуры среди объектов, то есть весь феноменальный мир становится фигурой. А фоном становится наше переживание бытийности: оно – фон, неяркое. И в дза-дзен № 4 фигурой является переживание бытийности, чувство «Я существую», а в качестве фона выступают объекты. При этом субъективность может стать настолько сильной, что фон почти перестает быть заметным. В дза-дзен № 1 мы не только выделяем какую-то фигуру, но еще и пытаемся на нее влиять.