Адвайта - стр. 22
Поэтому часто наставник, если он оберегает свою группу, учеников, до определенного момента не разрешает им ходить в другие группы – до тех пор, пока они не становятся зрелыми, понимающими, способными интегрировать другую информацию, адекватно понять ее. Потом он их просто благословляет: идите, смотрите, пробуйте. Так было на Востоке, когда человек пять-десять лет не выходил из монастыря вообще никуда, а потом его выпускали, говоря: теперь иди в мир, неси дхарму. И здесь то же самое. Здесь своя диалектика. Свобода воли – куда хочу, туда пошел – тоже чревата, если человек не понимает каких-то вещей. Иногда наставник не пускает своих учеников не потому, что он фанатичный диктатор, а потому, что по-настоящему заботится об учениках. Что происходит: сначала, чтобы изменить человека, надо его расфиксировать, сбить у него точку сборки, говоря языком Кастанеды. И в этом состоянии люди очень уязвимы. Если человек в этом состоянии попадет в плохую компанию, то в него можно все что угодно заложить – энергию, информацию, он очень восприимчив, очень раним. И выпускать его в таком состоянии во внешний мир – это все равно что сделать операционный надрез и, не зашив его, отправить человека домой, сказав: зашьем завтра. Поэтому иногда очень к месту не позволять ученикам какое-то время взаимодействовать с внешним миром, с другими школами. Это временное требование, и опять-таки дело ведущего – понять, когда что будет к месту. А с другой стороны, бывают и группы фанатиков, и как человека от них уберечь, я не представляю. Я могу сказать об этом в нашем интервью – может быть, люди, которые его прочитают, будут в этом отношении внимательнее.
М.:Вопрос напоследок: что ждет духовные традиции в этом тысячелетии, как они будут развиваться?
С.: Здесь я хочу не столько сделать прогноз, сколько выразить надежду. Мне хотелось бы надеяться, что человечество и духовные школы найдут какую-то интеграцию, то есть человечество придет к пониманию того, что разделение населения Земли на социальные, политические, религиозные системы абсурдно. И сейчас Земля к этому подходит, информационно мы уже стали одним целым, и в плане передвижения по земному шару тоже, то есть Земля становится более интегральной. Хотелось бы, чтобы постепенно это коснулось и мистических школ, потому что, на мой взгляд, их объединяет общая цель. Методы могут оставаться разными, но не будет именно такого сектантского разделения – политического, экономического и социального.
Ошо говорил – и я с ним согласен, – что сейчас человечество находится в такой стадии, что оно или сделает скачок в медитацию, или покончит жизнь самоубийством в третьей мировой войне. И если посмотреть на нынешнюю ситуацию, то мне кажется, что сейчас духовность, медитация должны будут играть базовую роль, потому что энергии, средства массового уничтожения, которыми человек сейчас владеет, имеют настолько колоссальную мощь, что если люди не прикоснутся к медитации, не прикоснутся к внутреннему миру, тишине, то мы можем просто разрушить планету. И в этом плане роль духовных школ очень велика.