Размер шрифта
-
+

Адорно в Неаполе

1

«Вулканический пепел обладает несравненными качествами, полезными для улучшения и восстановления почвы. Он дает растениям необходимые питательные вещества, и почва становится чрезвычайно плодородной. Кроме того, почвы с вулканическим пеплом являются рыхлыми, хорошо аэрируются и легко поддаются обработке» (Rast, «Vulkane und Vulkanismus», S. 212). Разумеется, свою роль играют и свойства породы: «Общеизвестная плодородность вулканических почв реализуется только благодаря непрерывной обработке и достигает максимальных показателей там, где питательные вещества почвы получают подкрепление в виде искусственного орошения, природных и химических удобрений» (Wagner, «Die Kulturlandschaft am Vesuv», S. 12) [Изд. на рус. яз. см. в разделе «Библиография» в конце книги – Примеч. пер.]

2

La Capria, «Neapel als geistige Landschaft», S. 8.

3

Там же.

4

Richter, «Neapel», S. 73.

5

Richter, «Das blaue Feuer der Romantik», S. 88f.

6

La Capria, «Neapel als geistige Landschaft», S. 8.

7

Enzensberger, «Eine Theorie des Tourismus», S. 190f.

8

Richter, «Das blaue Feuer der Romantik», S. 66.

9

«Разные национальности, идеи-фикс, изломанные судьбы, более или менее успешные художники, разнообразные неудачники, люди, изгнанные с родины, и другие варианты человеческого и слишком человеческого» скопились на Капри – так пишет Кларетта Черио, жена многолетнего бургомистра Капри (Cerio, «Mein Capri», S. 30).

10

Richter, «Das blaue Feuer der Romantik», S. 78.

11

Там же, S. 88f.

12

Fontane, «Werke, Schriften und Briefe», Bd. 2, S. 488.

13

Kracauer, «Georg», S. 452.

14

Арабские цифры указывают на том и страницу в издании: Adorno, «Gesammelte Schriften».

15

Kant, «Kritik der Urteilskraft», S. 107.

16

Там же.

17

Kant, «Kritik der Urteilskraft», S. 106.

18

Groys, «Die Stadt im Zeitalter ihrer touristischen Reproduzierbarkeit», S. 191.

19

«Благодаря электрической железной дороге Томаса Кука и сыновей визит сюда стал легким, комфортным и необременительным даже для тех, кому трудно подняться на гору пешком», – читаем мы в путеводителе Кука 1924 года (Cook’s Handbook to Naples and Environs, p. 84).

20

Smith, «Thomas Cook & Son’s Vesuvius Railway», p. 14.

21

Richter, «Neapel», S. 189.

22

Szeemann, «Gilbert Clavel», S. 287.

23

Из разных этапов восприятия можно было бы сложить отдельную небольшую историю культуры. Общее впечатление можно получить с помощью соответствующих глав из книги «Справочник по Адорно», написанных Кристианом Шнайдером и Рихардом Кляйном (Klein/Kreuzer/Müller-Doohm, «Adorno-Handbuch», S. 431–451).

24

Биографии см.: Wussow, «Eine Karikatur der Theorie». Сошлемся также на номер журнала «Literaturen» № 6 (2003), посвященный столетию со дня рождения Адорно и представивший некоторые характерные мнения о восприятии Адорно.

25

Например, Аксель Хоннет, который высказывается против «политики памяти, концентрирующейся исключительно на личном» и против «интерпретации Адорно как коллективного супер-эго ценой почти полного игнорирования его теоретического эго» (Honneth, «Vorbemerkung», S. 7f). См. также: Роберт Хуллот-Кентор о «чрезвычайно болезненной программе» годовщины: Hullot-Kentor, «Vorwort des Herausgebers», S. 7.

26

Pabst, «Kindheit in Amorbach»; Steinert, «Adorno in Wien»; об Америке напр.: Ziege, «Antisemitismus und Gesellschaftstheorie»; Jenemann, «Adorno in America».

27

Theodor W. Adorno Archiv (Hg.), «Adorno», S. 206f.

28

Haselberg, «Wiesengrund-Adorno», S. 16.

29

Adorno/Berg, Briefwechsel 1925–1935, S. 33.

30

Сонтаг, «Против интерпретации».

31

Например: «Адорно – это искусство, и это не нравится его адептам. Он – роман, он – музыка» (Schirrmacher, «Adorno im Ohr», S. 1).

32

Kracauer, «Die Wartenden», S. 383.

33

Wiggershaus, «Friedrich Pollock – der letzte Unbekannte der Frankfurter Schule», S. 751f.

34

Horkheimer, «L’île heureuse», S. 302.

35

Savinio, «Capri», S. 19.

36

Sohn-Rethel, «Einige Unterbrechungen waren wirklich unnötig», S. 249.

37

Richter, «Bruder Glücklichs trauriges Ende», S. 74.

38

Szeemann, «Gilbert Clavel», S. 234.

39

Heuss, «Anton Dohrn in Neapel», S. 102.

40

Sohn-Rethel, «Einige Unterbrechungen waren wirklich unnötig», S. 249ff.

41

Sohn-Rethel, «Geistige und körperliche Arbeit», S. 8.

42

Sohn-Rethel, «Exposee zum theoretischen Kommentar der Marxschen Gesellschaftslehre», S. 2.

43

Sohn-Rethel, «Geistige und körperliche Arbeit», S. 9.

44

Sohn-Rethel, «Erinnerungen».

45

Sohn-Rethel, «Kommentar zum “Exposé zum theoretischen Kommentar der Marxschen Gesellschaftslehre” von 1926», S. 155.

46

Adorno/Horkheimer, Briefwechsel 1927–1969, Bd. I, S. 278.

47

Benjamin, Gesammelte Briefe, Bd. II, S. 467.

48

Benjamin, «Zwei Gedichte von Friedrich Hölderlin», S. 105.

49

Benjamin, Gesammelte Briefe, Bd. II, S. 433.

50

Там же.

51

Там же, S. 474.

52

Savinio, «Capri», S. 42.

53

Savinio, «Capri», S. 43.

54

Benjamin, Gesammelte Briefe, Bd. II, S. 466.

55

Там же, S. 473.

56

Sonnentag, «Spaziergänge durch das literarische Capri und Neapel», S. 45. Cerio, «Capri», S. 155ff.

57

«На Капри Ленин был гораздо лучше, это был прекрасный товарищ, веселый человек с живым и неутомимым интересом ко всему на свете, удивительно мягкий по отношению к людям» (Sonnentag, «Spaziergänge durch das literarische Capri und Neapel», S. 37). См. также: Kesel, «Capri», S. 272 и Cerio, «Capri», S. 57. Кроме того, после Октябрьской революции на Капри жило много людей, бежавших от революции (Cerio, «Capri», S. 95. Money, «Capri. Island of Pleasure», S. 156).

58

Sonnentag, «Spaziergänge durch das literarische Capri und Neapel», S. 92f.

59

Lacis, «Revolutionär im Beruf», S. 42.

60

Kaulen, «Walter Benjamin und Asja Lacis».

61

Benjamin, «Einbahnstraße», S. 83.

62

Lacis, «Revolutionär im Beruf», S. 43. О встрече Беньямина и Лацис, а также о замалчивании значения Лацис для Беньямина и о преодолении этого замалчивания см. Kaulen, «Walter Benjamin und Asja Lacis». См. также: Buck-Morss, «Dialektik des Sehens», S. 23ff.

63

Geimer, «Frühjahr 1962», S. 53.

64

Adorno/Berg, Briefwechsel 1925–1935, S. 24.

65

Там же.

66

Jay, «Marxism and Totality», p. 245.

67

Kracauer, «Der Detektiv-Roman», S. 117.

68

Löwenthal/Kracauer, «In steter Freundschaft», S. 46f.

69

Adorno/Kracauer, «Der Riß der Welt geht auch durch mich», S. 138.

70

Freytag, «Die Sprache der Dinge», S. 81.

71

Morgenstern, «Alban Berg und seine Idole», S. 120.

72

Adorno/Krenek, Briefwechsel, S. 8f.

73

Goethe, «Wilhelm Meisters Lehrjahre», S. 257.

74

Löwenthal/Kracauer, «In steter Freundschaft», S. 32.

75

Там же, S. 54.

76

Там же, S. 32.

77

Там же, S. 59.

78

Adorno/Berg, Briefwechsel 1925–1935, S. 24f.

79

Adorno/Kracauer, «Der Riß der Welt geht auch durch mich», S. 176.

80

Sohn-Rethel, «Einige Unterbrechungen waren wirklich unnötig», S. 282.

81

Benjamin, Gesammelte Briefe, Bd. II, S. 459.

82

Там же, S. 461.

83

Lukács, «Geschichte und Klassenbewußtsein», S. 176f.

84

Там же, S. 170.

85

Menninghaus, «Kant, Hegel und Marx in Lukács’ Theorie der Verdinglichung».

86

Kracauer, «Die Reise und der Tanz», S. 219.

87

Benjamin, Gesammelte Briefe, Bd. II, S. 482f. К дискуссии о том, когда именно Беньямин прочитал «Историю классового сознания», см.: Kaulen, «Walter Benjamin und Asja Lacis», S. 95.

88

Benjamin, «Ursprung des deutschen Trauerspiels», S. 350.

89

Там же.

90

Там же, S. 246.

91

Kracauer, «Der Detektiv-Roman», S. 122.

92

Lukács, «Die Theorie des Romans», S. 55.

93

Набросок к «Императорской панораме» в «Улице с односторонним движением», опубликовано в издании: Benjamin, «Gesammelte Schriften», Bd. IV, S. 933.

94

Richter, «Neapel», S. 91.

95

Benjamin/Lacis, «Neapel», S. 311. О «возрождении» категории пористости в «новейших исследованиях городского пространства и социологии Неаполя» см.: Pisani, «Neapel-Topoi», S. 37. Включение пористости в топосы Неаполя приводит, как констатирует Пизани, к «содержательному истончению вплоть до полной бессодержательности» (там же).

96

Benjamin, Gesammelte Briefe, Bd. II, S. 451f.

97

Szondi, «Benjamins Städtebilder», S. 140.

98

Bloch, «Italien und die Porosität», S. 509.

99

Sohn-Rethel, «Aus einem Gespräch von Alfred Sohn-Rethel mit Uwe Herms über “Geistige und Körperliche Arbeit” 1973», S. 5.

100

Sohn-Rethel, «Eine Verkehrsstockung in der Via Chiaia», S. 9.

101

Там же, S. 15.

102

Mosebach, «Die schöne Gewohnheit zu leben», S. 137.

103

Richter, «Neapel», S. 15.

104

Sohn-Rethel, «Eine Verkehrsstockung in der Via Chiaia», S. 13.

105

Там же, S. 14.

106

Sohn-Rethel, «Das Ideal des Kaputten», S. 37.

107

Goethe, «Italienische Reise», S. 245.

108

Sohn-Rethel, «Das Ideal des Kaputten», S. 38.

109

Sohn-Rethel, «Das Ideal des Kaputten», S. 36.

Страница notes