А. С. Пушкин Лирика. Избранное. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения. - стр. 11
1836
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Exegi monumentum.
1836
Анализ текста
Жанры лирики Пушкина
Жанры лирики Пушкина крайне многообразны. Традиционно выделяются следующие жанры лирики поэта:
1. Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Напр., ода «Вольность» (1817).
2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. Напр., «Погасло дневное светило…» (1820).
3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Напр., «К Чаадаеву» (1818).
4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Напр., «На Воронцова» (1824), «На Александра 1» (1824).
5. Песня – напр., «Песнь о Вещем Олеге» (1822). Жанр восходит к традициям устного народного творчества – «Песни Западных славян» (1834).
6. Романс – напр., «Я здесь, Инезилья…» (1830).
7. Сонет – напр., «Суровый Дант не презирал сонета…» (1830).
8. Сатира – напр., «Румяный критик мой, насмешник толстопузый…» (1830).
9. Лирические стихотворения, не укладывающиеся в старые рамки (большинство стихотворений Пушкина). Напр., «К морю» (1824) – стихотворение имеет черты элегии, но написано в форме послания. «Деревня» (1819) – стихотворение имеет черты классической элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. «Анчар» (1828) – стихотворение имеет черты баллады, но сама по себе фабула не является главной; главное – обличительный пафос (черты сатиры).