99 глупых вопросов об искусстве и еще один, которые иногда задают экскурсоводу в художественном музее - стр. 38
Художников во все времена интересовали необычные проявления человеческой природы, в том числе и однополая любовь. Кое-кто не отказывался получить этот опыт на деле. Кроме того, в Древней Греции, которая была, начиная с эпохи Возрождения, эталонной страной для художников, гомосексуализм не считался извращением, а, напротив, воспринимался как высшее проявление любви, в котором нет плотской составляющей, а одно только духовное чувство.
С другой стороны, однозначно определить, кто из художников, особенно живших в прошлые времена, когда за гомосексуализм и прочие сексуальные отклонения в большинстве стран существовали различные наказания вплоть до смертной казни, принадлежал к гомосексуалистам, достоверно не всегда возможно.
В гомосексуализме подозревают, например, двух величайших мастеров Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеланджело, но этому есть лишь косвенные доказательства.
Что касается Леонардо (1452–1519), то утверждают, что:
1. Он никогда не был женат, и нет никаких свидетельств о том, что у него вообще были связи с женщинами.
2. В 1476 году, когда художник жил во Флоренции, его дважды обвиняли в гомосексуальных связях, впрочем, доносчик остался анонимным и делу не дали никакого хода. Возможно, именно из-за этих обвинений Леонардо был вынужден переехать в Милан.
3. Леонардо был очень близок со своим учеником и компаньоном Франческо Мельци и долгое время делил с ним кров.
4. Зигмунд Фрейд, изучив все доступные ему свидетельства о жизни Леонардо, авторитетно заявил, что тот «был определенно гомосексуалистом».
Как можно видеть, ни один из этих фактов не тянет на серьезное доказательство. Похоже, даже при жизни Леонардо ни власти, ни церковь, которые, в целом, не слишком его жаловали, так и не смогли ни к чему придраться.
Претензии, предъявляемые к Микеланджело (1475–1564), сходны с тем, что говорят о Леонардо: он тоже никогда не был женат и имел довольно тесные связи с учениками. И, кроме того, Микеланджело любил теоретизировать на темы, связанные с высшей формой любовных отношений в ее античном понимании.
Искусствоведы замечали, что Микеланджело не очень охотно изображал женщин как в своих скульптурных, так и в живописных работах, к тому же они всегда получались у него несколько мужеподобными – крупными, крепкими, мускулистыми. Такими, словно художник никогда не видел ни одной женщины без одежды и рисовал их так же, как и мужчин, только приставляя выпуклую грудь, или же вообще старательно скрывая тело под складками и драпировками тканей. Впрочем, прямых свидетельств и доказательств гомосексуализма Микеланджело пока еще также не найдено.