7 Законов жизни - стр. 44
Если даже в мире точных наук, где формула должна пониматься всеми одинаково, случаются «промашки», то с языком, как элементом бытового общения, всё гораздо сложнее. В понимание слов как носителей информации субъективно могут быть заложены прямо противоположные смыслы. Согласитесь, когда Гитлер и Далай-лама говорят слово «Мир», вряд ли они имеют в виду одно и то же.
Формирование научной картины мира
Теперь немного о том, какой отпечаток на мировоззрение накладывает эпоха. Мы уже уяснили, что система убеждений формировалась тысячелетиями, укоренялась в сознании наших предков и передана нам как «очевидность» и «здравый смысл».
Аристотель, которому приписывается формирование основных методик современного научного мышления, пытался выяснить влияние вещей друг на друга. Он построил свои представления о мироздании на основе исследования физических принципов, а также изучения «божественного в себе», места человека в этом мире. Им сформулированы этические концепции, понятия добра и зла. Но, как видится, уже к тому времени в сознании мыслителей мир был разделён на отдельные вещи и события. Космогония европейской цивилизации строилась вокруг идеи Богов, которые с некоторыми целями создают землю, а затем лепят человека из глины. Аналогия с гончаром проводилась неспроста, ведь ремёсла были широко распространены, и такое сравнение было доступно для понимания самой широкой аудитории. Тот же приём использует Библия, в которой «земным отцом» Иисуса Христа оказывается Иосиф, плотник по профессии.
Однако с распространением христианства сравнительно быстро власть предержащие смекнули, как править «властью, данной Богом», и «назначили» Творца «царём всех царей». Используя влияние на учёных, их зависимость от финансирования исследований, они добились закрепления в общественном мнении идеи, что есть некий абсолют, вершитель судеб, которому для наблюдения за паствой необходим наместник. Возведя горшечника на небесный трон, правители объявили себя его «земным представителем по доверенности». Ремесленник превратился в монарха, а на церковь пролился золотой дождь.
Спустя ещё несколько столетий научная мысль вновь сделала рывок. На сей раз очень кстати стали появляться доказательства, укрепляющие представления о случайном происхождении жизни. Стали набирать популярность материалистические убеждения. Сначала Декарт и Ньютон задали цивилизации формат механистического мышления, а затем появилась и теория эволюции Дарвина, объясняющая случайностью происхождение жизни на Земле без какого-либо стороннего замысла.