Размер шрифта
-
+

7 великих соборов России и еще 75 храмов, которые нужно знать - стр. 6

Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. В древней христианской церкви под сенью совершалась евхаристия.

От сложного к еще более сложному

Престолы в трех храмах на главной оси освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора. Именно Троицкий храм-придел, очевидно, был главным в идейной композиции собора.




Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Он был красно-белым с золотыми луковичными главками – как символическое выражение апокалиптического образа Небесного Престола в окружении облеченных в белые одежды старцев с золотыми венцами на головах. Возможно, это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого поста во славу Божией Матери.

В 1672 г. в юго-восточном углу собора построили одиннадцатую церковь. Небольшой храм возвели над могилой московского юродивого Иоанна Блаженного, похороненного здесь еще в 1589 г. Для него была использована угловая часть галереи подклета. Южную арку заложили, а к восточной арке пристроили апсиду.

……В 1680 г. собор отремонтировали и в аркадах подклета разместили тринадцать престолов церквей, стоявших ранее вдоль рва на Красной площади на месте публичных казней времен Ивана Грозного («на крови»).

Тогда же церковь Василия Блаженного получила с севера придел, вскоре надстроенный вторым этажом. Деревянные навесы над гульбищем заменили кирпичными сводчатыми галереями на столбах.

Над открытыми ранее лестницами появилась кровля, а над площадками – четыре шатровых рундука. Была перестроена и звонница, украшенная снаружи во вкусе XVII в. В этот же период на вновь выстроенных сводах, опорных столбах галерей и парапетах гульбищ появилась первая орнаментальная роспись. Она выходит и на наружные стены галерей. Основные башни сохраняют в это время роспись «под кирпич», лишь наличники окон украшает полихромная живопись.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью – желтой на голубом фоне. Во второй половине XVIII в. при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, колокольню соединили со зданием собора, были добавлены шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

Страница 6