Размер шрифта
-
+

7 великих соборов России и еще 75 храмов, которые нужно знать - стр. 17

С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород», – говорили новгородцы. Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV в., когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святой Дух.

Как архитектурное сооружение новгородский Софийский собор совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI в. каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника – Киевского – компактностью объемов и строгостью форм.

Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.



В XII в. Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее – это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.

……В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI–XII вв., – «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник).

Позднее, в XIV–XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас. Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.

Сегодня войти в храм можно через Северные двери. Но во время архиепископских служб открываются главные – Западные врата. Они сделаны в немецком городе Магдебурге в XII в. В Новгород врата попали в том же веке как военный трофей из Швеции. Это единственное в России произведение романской монументальной пластики было собрано в XV в. русским мастером Авраамом, поместившим свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквина и Вайсмута.

В соборе хранится русская национальная реликвия – икона Божией Матери «Знамение», в 1170 г. защитившая Новгород от суздальцев, эта легенда впоследствии легла в основу иконы «Битва новгородцев с суздальцами», повествующей об этом событии. Это событие (Знамение Пресвятой Богородицы) было настолько важным для новгородцев, что празднование его совершалось по особому чину (церковному правилу).

Страница 17