7 чакр – Семь ступеней к реализации - стр. 11
Здоровое тело закладывает основу для ментального благополучия, а соблюдение чистоты мыслей и действия – залог хорошего самочувствия и, как следствие, духовного здоровья. Если вам в жизни посчастливилось встретить Садгуру – совершенного Мастера, – вы удачливый человек, и на его примере вы можете точно отследить работу трех гун. Истина заключается в том, что Учитель, достигший высочайшего духовного уровня, находится в состоянии чистого сознания, не затронутого тремя гунами (и даже саттвой). Он, как гладкое зеркало, пребывающее в состоянии только «сознания», «только бытия». Поэтому что бы вы ни отображали на Мастере – хорошее или плохое, – все это будет им принято и трансформировано из тамаса в раджас, из раджаса в саттву. А затем и эти качества он растворит в чистом сознании. Самое удивительное, что эти сверхспособности под силу каждому из нас. Важно осознать: причина всех болезней и расстройств – «нехватка мудрости», что означает непонимание естественной гармонии жизни и своей божественной природы. Так, скажем, ходить на работу, не ожидая похвал и результата от собственной деятельности, при этом трудиться с любовью и наслаждаться каждым мгновением означает пребывать в саттве. Желание побольше получить денег и поднакопить «похвальных грамот» – свойство раджастичного ума, а попытки заработать любым способом, вплоть до воровства и убийства, – специфика тамастичного ума.
Даже в духовной практике существует понятие гун. Например, если вы доводите себя до изнеможения, неистово стремитесь к просветлению во имя достижения званий, славы, почета и большого количества учеников – вы по-прежнему пребываете в раджасе. Если при этом осуждаете других за то, что они все еще не практикуют, думаете: «Я верю в Бога и поэтому крут», и совершенно не выносите критики в свой адрес – вы не вышли за пределы тамаса. Так, даже благие дела можно совершать, находясь в состоянии лени или возбуждения. Поэтому всегда следите за собой и своими мыслями.
Внутренние психические функции
Наши внутренние инструменты, которые мы привыкли объединять одним словом «УМ», – целая система, научившись пользоваться которой, мы можем проложить себе дорогу к освобождению.
Порой начинаешь улыбаться, осознавая, насколько наш Ум могущественен, если разделил Бытие на столько различных качеств и имен. Каждое из них не важнее любого другого и, соответственно, не меньше являет собой часть единого целого.
«Сделав шакти центром ума и ум центром шакти, наблюдай ум, делая объектом концентрации высшее состояние».