Размер шрифта
-
+

500 великих загадок истории - стр. 57


Академик А. П. Окладников


В 50-х гг. отряд Дальневосточной археологической экспедиции под руководством А.П. Окладникова в «столетний юбилей» первого известного науке упоминания о нем приступил к комплексному исследованию «амурского феномена».

Как отметит потом академик А.П. Окладников, на наскальных изображениях Амура, в жизни населения которого такое огромное значение имело рыболовство как основной источник существования, полностью отсутствует рыба.

Если мысленно приближаться «по тропе» древнего искусства к низовьям Амура со стороны Прибайкалья, таежной Сибири, то буквально у самой цели «путешественник» окажется в историческом тупике – тропа эта неожиданно и резко обрывается: нижнеамурские петроглифы принципиально отличны от всего того, что «путешественник» наблюдал «по дороге» и что как логическое продолжение виденного вправе был ожидать и на валунах Нижнего Амура.

Вместо пристального внимания к животному миру, дающему охотнику пищу и одежду, экспрессии и реализма в изображении зверей – черт, столь характерных для искусства каменного века Западной Сибири, Прибайкалья, Среднего Енисея, здесь, в низовьях Амура, основной темой наскальных изображений был человек.

Наскальные изображения в низовьях Амура существовали еще в эпоху перехода от палеолита к неолиту. И уже тогда охотники-рыболовы рядом с контурами диких животных, птиц лаконичными линиями выбивали и силуэт человеческих лиц. А к концу 4-го – началу 3-го тыс. до н. э. эти лица, но уж «обрисованные» спиральными линиями, становятся основным сюжетом нижнеамурского искусства – и не только на «скальных полотнах».

На одной из научных конференций А.П. Окладников к ранее вывешенным прорисовкам нижнеамурских изображений добавил еще несколько.

– Не правда ли, – обратился докладчик к аудитории, – если не знать местопребывания подлинников, то и эти прориси можно без сомнения отнести к Нижнему Амуру?

А эти копии были сделаны с изображений, выбитых на скалах… Австралии и полинезийского острова Нукухива, с узоров, покрывающих лицо неолитической статуэтки, найденной в Японии, и нескольких характерных шаманских масок, посмертных – по черепу – «классических» татуировок аборигенов Новой Гвинеи и индейцев северо-восточной окраины Америки.

«Первое и самое сильное впечатление, которое производят изображения, – пишет А.П. Окладников, – впечатление маски, искусственного, поддельного лица человека». И ученый, проведя кропотливый анализ наскальных изображений Нижнего Амура, сопоставляя их с данными этнографических наблюдений, от этого впечатления приходит к фундаментально доказанному убеждению – да, древние мастера Нижнего Амура высекали на прибрежных валунах не просто человека, не просто лицо, но некие символические личины-маски.

Страница 57