Размер шрифта
-
+

500 великих загадок истории - стр. 161

Раскроют ли секрет пустыни Наска?

Возникновение ее рисунков относится к эпохе «народа наска», то есть от 200 до 600 г. н. э. Этот народ не переселился откуда-то из других мест, а развивал в этих краях свою культуру, опираясь на достижения предшественников. Создатели гигантских знаков на пустынном плоскогорье использовали в своей работе более древние образцы.


Все профессионалы и любители до сих пор сосредотачивали усилия на изучении формы и расположения знаков и старались угадать значение непонятных знаков, форму которых можно разглядеть только с самолета или вертолета. Маркус Райндель решил пойти по непроторенному пути и выбрал другую точку отсчета. «Если мы хотим расшифровать иероглифы пустыни Наска, мы должны найти людей, которые их создали».

Райндель проводил поверхностное обследование горных склонов в окрестностях городка Пальпа, в 40 км от Наска, и на глубине 30 см обнаружил там верхнюю часть стены. Раскопки подтвердили, что это стены древнего города, который находился в непосредственной близости от знаменитых рисунков.

После первой экспедиции археолог начертил детальный план города и смог восстановить кое-что из его истории. 1900 лет назад на равнинной части долины, в междуречье рек Рио-Гранде, Рио-Пальпа и Рио-Вискас, поселенцы возвели внушительных размеров строение 400 м в длину и 100 м в ширину. Метровые стены из кирпичных блоков поднимались на высоту 12 м и символизировали могущество, власть и богатство. Основой богатства «народа наска» было сельское хозяйство, процветавшее благодаря разветвленной оросительной системе.

Немецкий археолог ищет исконный смысл таинственных рисунков пустыни Наска в долине реки Рио-Гранде. Прежние обитатели этих мест «населили» окрестные скалы тысячами изображении разных животных и человекоподобных существ. Небольшие выбитые на скалах изображений (петроглифы) датируются IV в. до н. э. Позднее их повторяли в увеличенном виде на плоских поверхностях горных склонов. Рисунки величиной от 10 до 20 м были хорошо видны издали.


Гигантские рисунки в пустыне Наска


«Именно отсюда должна была развиться традиция наземных рисунков, – предполагает Райндель. – По мере увеличения они становились все более размашистыми и абстрактными и занимали уже не скалистые склоны, а обширные поверхности пустынного плоскогорья».

Рассуждения ученого, по-видимому, довольно логичны, но здесь возникает законный вопрос: почему эти гигантские схематичные рисунки находятся в таких местах, где никто не может их рассмотреть?

Новые находки в пустыне Наска

Первым увидел геометрические фигуры на знаменитом плоскогорье Наска американский археолог Пол Косок. Ученый с изумлением всматривался с борта самолета в невероятный калейдоскоп трапеций, треугольников и спиралей, усеявших пустыню в трехстах километрах от столицы Перу Лимы.

Страница 161