50 великих монастырей - стр. 20
Обитель эта была знаменита и прославлена святостью ее основателя и многих учеников его. Но некоторые иноки стали завидовать преподобному Савве. И тогда кроткий в обращении с людьми Савва удалился в Скифопольские страны, где и поселился в пустыне около реки Гадаринской. Сохранился и вертеп, в котором пребывал св. Савва до основания обители. В эту пещеру приходил на отдых лев.
«Увидев спящего человека, – говорится в житии св. Саввы, – лев взялся зубами за его одежду и вытащил Савву наружу. Проснувшись, тот стал петь псалмы, а лев сидел и ждал, пока Савва не кончил своего правила. Савва снова вошел в пещеру, и лев опять потащил его наружу. Тогда Савва смело сказал ему: „Пещера широка, она свободно может вместить нас обоих, ибо Творец у нас один. Если хочешь – оставайся здесь; если не хочешь – иди в другое место, ибо я создан рукой Божьей и почтен образом Божьим”. И лев, словно устыдившись, удалился прочь, оставив свое жилище святому».
В короткое время преподобный Савва прославился и здесь, и начали к нему приходить люди. Но они беспокоили угодника Божья. Он тайно удалился из этих мест и устроил еще несколько киновий. А дерзкие монахи, воспользовавшись его длительным отсутствием, распространили слух, что в пустыне святого отшельника растерзали дикие звери. И пришли они в Иерусалим к патриарху, и стали просить себе игумена, но святой патриарх Илия не поверил им. А когда наступил праздник обновления храма Воскресения, то пришел в Иерусалим и Савва. Патриарх очень обрадовался, увидев его, и стал уговаривать вернуться в лавру. А монахам написал такое письмо:
«Извещаю вас, возлюбленные братья, что отец ваш не съеден львами, а жив, ибо он пришел ко мне на праздник. Удержавши его у себя, я убедил его не оставлять своей лавры, которую он по промыслу Божьему основал своими трудами. Итак, примите его с должной честью и повинуйтесь ему совершенно, ибо не вы его избрали, а он избрал вас, почему вам и должно покоряться ему. Если же есть из вас некоторые упрямые, высокомерные, непослушные и не хотящие быть смиренными, то таковые не должны оставаться в лавре, ибо неприлично Савве оставлять свое место».
Когда это письмо прочитали в церкви, то дерзкие монахи в ослеплении злобы своей ополчились на своего настоятеля. Взяв шесты, багры, мотыги и секиры, они пришли к башне преподобного Саввы и в великом бешенстве разрушили ее до основания. А потом собрали свои вещи и ушли из лавры. Остановившись у Фекуйского потока, они устроили себе здесь кельи и назвали свою обитель Новой лаврой.
Лавра же Саввы Освященного была замечательна не только своей историей, но и строгостью иноческого устава. Например, женщины не имели права входить в нее; даже для своей матери св. Савва не сделал исключения, и она подвизалась в отдельной келье – вне монастыря. Как орлиное гнездо, виднеется на высокой скале келья преподобной Софии – матери великого подвижника.