Размер шрифта
-
+

30 восточных мыслителей, которых обязательно надо знать - стр. 5

Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжун- шу, получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», литератор и филолог Ян Сюн, автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»), Чжан Хэн внёс выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь, автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. э.

Новое время китайской философии, начиная с 1000 г. н. э., характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 – дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 – причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосов (формальное запрещение даосизма – 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию.

Видным мыслителем XI века был Чжан Цзай, один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»). Чжан Цзай в своем учении о человеке исходил из признания существования в человеке двух «природ» – небесной и «эфирной». Согласно Чжан Цзаю, ци (эфир) является первоосновой как всех вещей, так и Вселенной в целом. Ци заполняет великую пустоту (тайсю).

Чжан Цзай – один из основоположников неоконфуцианства. Его последователем в XVII веке стал крупный мыслитель, философ-конфуцианец Ван Чуаньшань.

По мнению основателя юнцзяской школы философа Е Ши, вселенная образована из вещества, состоящего из пяти первоэлементов и восьми видов вещества, которые символически обозначаются восемью триграммами.

Посредником между даосизмом и конфуцианством выступает весьма значительный мыслитель (XV в.) Ван Янмин.

В XVII веке протекает также деятельность учёного-энциклопедиста (филолог, историк, географ, экономист, астроном) Гу Яньу, основателя учения о естестве (пу сюэ), своеобразного эмпирико-конкретного направления.

Оригинальным и глубоким мыслителем XIX века в Китае был казнённый вместе с пятью другими активными деятелями реформаторского движения один из организаторов и идеологов этого движения философ и поэт Тань Сытун.

Среди представителей в XX веке следует в первую очередь упомянуть Гу Хунмина, который ведёт борьбу за чистоту китайской философии, а также Сунь Ятсена, Фэн Юланя и Лян Шумина.

Страница 5