30 восточных мыслителей, которых обязательно надо знать - стр. 10
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три – все вещи.
Оттого народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные налоги. Это именно причина бедствий народа.
«Cвятой муж», управляющий страной, старается чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие.
Кто знает глубину своего просвещения и остаётся в невежестве, тот сделается примером всего мира.
Из бытия и небытия произошло все; из невозможного и возможного – исполнение; из длинного и короткого – форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.
Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным.
Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют ещё меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где ещё меньшие, народ их презирает.
Когда я ничего не делаю, то народ делается лучше; когда я спокоен, то народ делается справедливым; когда я не предпринимаю ничего нового, то народ обогащается…
Если будешь брать что либо, первым делом дай что-либо взамен, это есть основа разума.
Из несовершенного происходит цельное. Из кривого – прямое. Из углублённого – гладкое. Из старого – новое.
Дао велико, небо велико, земля велика, и, наконец, царь велик. Итак, в мире существует четыре величия, одно из которых составляет царь.
Конфуций
551–479 гг. до н. э
Конфуций происходил из знатного, хоть и обедневшего рода Кун, был уроженцем государства Лу. Его настоящее имя – Кун Цю (Цю – дословно «холм»), а придворное – Чжунни. В литературе его часто называют Кун Цзы, Кун-Фу Цзы (учитель из Кунов) или Цзы (учитель).
Основатель конфуцианства, он добился, чтобы его учение стало государственной доктриной и распространилось так же широко, как буддизм в Индии. Его правила поведения для императоров, дворян, чиновников, воинов, крестьян и рабов были основой гладкого функционирования китайского общества на протяжении многих веков. Конфуцианство основано на принципах морали, гуманизма, этики и скромности.
Конфуций путешествовал из одного государства в другое, чтобы отстаивать свои идеи. Конфуцианство представляет собой краеугольный камень традиционной китайской культуры, а также мировоззренческую систему ценностей о традиционной культуре «доброты» и «обрядов». Учение по-прежнему является основой воспитания, источником ценностей и социальным кодексом китайцев. Его влияние распространилось и на другие страны.