Размер шрифта
-
+

200 православных исцеляющих икон - стр. 9

3. Спас на престоле.

4. Спас в силах.

5. Спас Эммануил.

6. Спас Благое Молчание.

Спас Нерукотворный

В иконографической традиции существуют 2 основных типа изображения Спаса Нерукотворного: первый – изображение лика Спасителя на плате, полотне (такие иконы называются Спасом на убрусе), второй – на черепице (этот тип носит название Нерукотворный Спас на чрепии).

Согласно канону в иконах первого типа плат по устоявшейся традиции изображают с завязанными в узлы верхними углами, по нижнему краю убруса прорисовывают кайму.

Лик Спасителя – это лицо красивого мужчины с тонкими чертами, одухотворенное и спокойное, без следов страдания или мучений. Светло-каштановые волосы средней длины разделены прямым пробором и слегка завиваются на концах, подбородок окаймляет короткая вьющаяся борода, разделенная на 2 части.

Иконы второго типа отличаются только фоновым изображением. В соответствии принятым канонам лик Спасителя на этом типе икон предстает или на ровном фоне без рисунка, или на фоне, имитирующем черепичную (иногда – каменную) кладку.

Легенда о появлении второго типа Нерукотворного Спаса является прямым продолжением предания о появлении Спаса на убрусе. После своего чудесного исцеления Авгарь стал убежденным христианином и принял крещение. Полученное им полотно с ликом Христа князь распорядился приколотить к доске и разместить в нише над городскими воротами.

Наследники Авгаря после смерти благочестивого князя утратили веру в Спасителя и вернулись к язычеству, а лик Спасителя на полотне приказали закрыть глиняной доской и заложить камнями. Спустя многие годы христианство вернулось на земли Едессы, но к тому моменту даже отдаленные воспоминания о некогда подаренной святыне стерлись из памяти горожан.

В середине VI в. город осадили персы, и тогда местному епископу явилось святое видение, открывшее тайну городской стены. По приказанию священника кладку в нише разобрали, и взорам горожан явилась икона, совсем не тронутая временем. Каково же было изумление всех христиан, когда отпечаток изображения Спасителя был обнаружен и на глиняной чрепии, прикрывавшей полотно от кирпичей.

Самая древняя русская православная икона из дошедших до наших дней относится именно к данному типу. Она была создана во второй половине XII в. и долгое время находилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Икона Спаса Нерукотворного относится к числу наиболее почитаемых и есть в каждом православном храме. В старину именно иконы этого типа вели вперед русские ополчения. Каждый год 16 августа православная церковь проводит празднования в честь Нерукотворного Спаса. По преданию, 16 августа 944 г. священная реликвия была перенесена из Едессы в столицу Византии – Константинополь.

Страница 9