100 знаменитых загадок истории - стр. 48
Исследователи предположили, что данное место было пристанищем секты эссенов (ессеев), о которой упоминают древние историки. Эссены, ушедшие в пустыню, вели отшельнический образ жизни в течение двух веков. Себя в текстах они именуют иудеями, что соответствует третьей ветви иудаизма (Эссен), упоминаемой историком Флавием. Сектанты считали себя истинно верующими, а всех остальных – погрязшими в лжевере и пороках. Они готовились к последней битве сил Света и Тьмы под предводительством Учителя праведности.
Открытие свитков Мертвого моря вызвало шквал споров среди специалистов. Сразу выделилась группа скептиков, сомневавшихся как в древности, так и в подлинности текстов. Их сложно винить в повышенной недоверчивости: в 1883 году иерусалимский торговец антиквариатом Моисей Шапиро тоже объявил об открытии древнего текста Второзакония. Эти 15 полосок кожи вызвали фурор в Европе и были выставлены в Британском музее. Однако позднее ведущие европейские ученые пришли к заключению о том, что тексты являются грубой подделкой. Некоторые ученые утверждают, что рукописи не могут быть древними. Они аргументируют свое мнение тем, что, за исключением папируса Нэша, содержащего молитвы «шема», и 10 заповедей на древнееврейском, библейские тексты были известны лишь по спискам IX века н. э. А в этом случае слишком велика угроза подделок, поскольку сличить тексты с более ранними рукописями не представляется возможным. Однако проведение радиоуглеродного метода исследования ткани, в которую были завернуты свитки, в целом подтверждает древность находки и указывает на период между 167 годом до н. э. и 237 годом н. э. Сегодня мнение ученых относительно датировки манускриптов из пещер Кумрана подкреплено также историческими, лингвистическими и палеографическими данными. Установлено, что некоторые тексты написаны незадолго до разрушения Кумрана римскими легионерами в 68 году н. э.
По поводу происхождения текстов споры, вероятно, утихнут очень не скоро. Впрочем, можно выделить четыре основные группы мнений: свитки созданы членами общины Кумрана; коллекция не имела никакого отношения к эссенам и являлась частью библиотеки гарнизона; манускрипты являются записями предшественников или даже последователей Христа; данные рукописи – остатки библиотеки Соломонова Храма.
В свитках содержатся значительно более ранние версии известных текстов. Некоторые из них представляют собой греческую версию Библии. А документы общины рассказывают об обычаях, вере и правилах религиозной секты, чьим пристанищем был монастырь. Особое значение имели обнаруженные незначительные расхождения с принятым текстом Библии: они подтверждают достоверность поздних иудейских рукописей. Впервые научная общественность получила уникальную возможность оценить соотношение Септуагинты (греческого варианта Библии) и древнего Масоретского текста. До открытия свитков Мертвого моря все разночтения, существующие в обоих вариантах, считали результатом ошибки писцов или намеренными искажениями текста-основы. Однако после тщательного анализа манускриптов выяснилось, что в древности существовало несколько вариантов священного письма, которых придерживались разные школы книжников. От этих школ и ведут, по-видимому, свое происхождение наиболее древние из известных библейских текстов. Рукописи Мертвого моря помогли уточнить ряд неясных мест в Новом Завете и доказали, что древнееврейский язык во времена земной жизни Христа не был мертвым языком. Интересно, что в свитках нет упоминаний о событиях, последовавших за взятием Иерусалима. Объяснение напрашивается само собой: манускрипты являются остатками библиотеки Иерусалимского храма, спасенными от римлян каким-то священником. При раскопках было обнаружено, что здание бралось штурмом. В пепле найдена монета, говорящая о присутствии в нем воинов Десятого легиона. Видимо, обитатели Кумрана получили предупреждение о возможном нападении и укрыли библиотеку в окрестных пещерах. Судя по тому, что свитки пролежали в них вплоть до XX века, забрать их после штурма монастыря было уже некому…