100 великих загадок Турции - стр. 8
Идеологической оболочкой этих войн являлась религиозная борьба между суннитами и шиитами, а также между двумя суннитскими богословскими полками – шафиитским и ханефитским, расходившимися в обрядовых мелочах и вопросах права. В городах Ирана XI–XII вв. сунниты-тафииты были идеологами феодальной знати и связанных с нею верхов купечества, сунниты-ханефиты – выразителями идей средних слоев горожан, шиизм же отражал интересы городской бедноты и широких масс крестьянства.
Туркмены – прямые потомки огузов
Страшный удар султанату Великих Сельджукидов нанесло восстание тюрок-огузов, кочевавших в районе Балха. Балхские огузы выступили с протестом против тяжелых поставок натурой (24 тысяч баранов в год) для стола султана и его двора. Они разбили султанское ополчение, взяв в плен самого султана Синджара, а затем, разорив дотла города Мерв и Нишапур, опустошили Хорасан. При этом в одном только Нишапуре было сожжено 8 ценных библиотек. Стоявшая во главе огузских племен и родов кочевая знать использовала восстание для захвата богатой военной добычи и новых земель с феодальнозависимыми оседлыми крестьянами.
Масса рядовых кочевников от этого восстания ничего не выиграла.
Напоминаем:
После смерти султана Синджара в связи с ростом феодальной раздробленности султанат Великих Сельджукидов распался на ряд мелких владений. В конце XIII в. на основе Сельджукского султаната образовалось 10 (по другим данным – на 16) независимых княжеств (бейликов). О силе некоторых эмиров можно судить по числу воинов: Гермиян – 200 тысяч пехотинцев и кавалеристов; Караман – по 25 тысяч тех и других; Кастаману – 200 тысяч кавалеристов; Ментеше —100 тысяч. В Малой Азии образовался особый, так называемый Румский султанат (1077 г.). В XI – начале XII в. возникли и другие сельджукские султаны: Керманский, Сирийский и Иракский. Во власти верховного сельджукского султана, так называемого Великого Сельджукида, остался только Хорасан с частью Средней Азии. В 1307 г. был задушен монголами последний сельджукский султан Гияседдин Месуд III. Этой датой отмечен конец Сельджукского султаната Рума.
230 лет существования султаната имели большое значение в истории турецкого народа: большая часть турецкого населения стала заниматься земледелием, господствующими стали феодальные отношения, были заложены основы турецкой материальной и духовной культуры, формировалась турецкая народность.
В связи с ослаблением султаната сельджуков в XII в. усилилось политическое значение Хорезма, первоначально бывшего только крупным леном – икта Сельджукской империи.