Размер шрифта
-
+

100 великих загадок Турции - стр. 2

В IX – начале XI в. обосабливаются две этнические общности – западные и восточные огузы, за последними закрепилось также название «туркмены». В X в. из огузо-туркменского племени кынык возвышается род Сельджука. В X–XI вв., став мусульманами, Сельджукиды повели борьбу против языческих огузских вождей, объединив вокруг себя значительно огузо-туркменские силы.

В конце 900‐х гг. вождь племени по имени Сельджук и его сторонники поселились вокруг оазиса Мерв около Бухары в Узбекистане. Этими территориями управлял Газневид-Турок из Афганистана.

Наша справка:

Сельджук был сыном Тукака, или Тукака Бега (Дукак Демур Ялыг), известного как Темур Ялыг (что означает «железный лук») – из-за его мастерства. В огузской культуре стрелы и лук считаются признаком суверенитета, и, учитывая прозвище Дукака, можно предположить, что он явно был не обычным солдатом, а сю-баши – главнокомандующим. Согласно различным источникам, Дукак был могущественным государственным деятелем и обладал большой властью и влиянием в государстве огузов Ябгу и скончался около 924 г.

Сельджук обладал огромной властью и влиянием среди людей своего племени, которые жили на территории государства огузов Ябгу. Отношения между Сельджуком и огузом Ябгу были омрачены инцидентом, о котором мало что известно из-за отсутствия надежных источников. Тем не менее Сельджук покинул государство огузов Ябгу и иммигрировал вместе со своим племенем в город Джанд, расположенный на левом берегу Сырдарьи. Ходят слухи, что во время этого переселения с Сельджуком было 100 всадников, 1500 верблюдов и 50 тысяч овец. Если каждый всадник приравнивается к семье, сельджуки, мигрировавшие в Джанд, вероятно, были небольшим кочевым сообществом численностью около 500 человек!


Лепная фигурка сельджука. XII в.


Джанд был важным пограничным городом в степях в период с X по XIII в. Этот город, населенный как кочевниками, так и оседлыми людьми, служил подлинными воротами в степь. Джанд был одинаково популярным местом как для мусульман и религиозных пропагандистов из Мавераннахра, так и для торговцев из разных мест. Там Сельджук принял ислам вместе со своим племенем огузов. Это произошло в 985 и 986 гг.

После принятия ислама Сельджук изгнал чиновников, посланных огузом Ябгу в Джанд для сбора ежегодного налога, заявив, что «мусульмане не будут платить дань неверующим», и развязал войну против турок-немусульман. Это вполне может быть доказано историком Аль-Байхаки, который называет Сельджук-бека аль-Маликом аль-Гази Сельджуком (что означает «правитель и религиозный борец Сельджук»).

Страница 2