Размер шрифта
-
+

100 великих тайн Сибири - стр. 4

Главные из них: 1) победа в Великой Отечественной войне против объединенных сил европейского фашизма; 2) всенародное освоение не обжитых людьми просторов и неисчерпаемых природных богатств Сибири, в ходе которого развернулись грандиозные для своего времени стройки и были проведены научные изыскания.

Духовные скрепы в жизни советского народа возникли не вдруг и не из пустоты, они имеют многовековые исторические корни. Одной из главных символических личностей, занимающих ведущее место в ряду созидателей сибирской скрепы, и является святитель Иннокентий (Вениаминов). Он относится к тому малому числу мыслителей, кто (в отличие от первопроходцев) осознали Сибирь не как территорию для добычи, но как часть неделимой двуединой России – европейская часть России с Уралом и России-Сибири. Вместе – Великая Россия!

Будущий глава Русской православной церкви родился 26 августа 1797 г. в далекой Сибири, в селе Анга Верхнеленского округа Иркутской губернии. Мальчику предстояла жизнь российского простолюдина в глухой провинции. Едва Ивану исполнилось шесть лет, как умер отец. Оставшись без кормильца, семья впала в тяжкую нужду. На помощь пришел брат отца, который определил мальчика в Иркутскую духовную семинарию. Там было несколько Иванов Петровых, поэтому ректор семинарии своей волей изменил Ивану фамилию, назвав его Вениаминовым.

После окончания семинарии уже женившегося и имевшего на руках годовалого сына отца Иоанна по его прошению Святейший Синод направил служить на остров Уналашка в группе Лисьих островов. Это была Заокеанская Сибирь – Аляска. Священник намеревался крестить в православие алеутов – местных аборигенов. Приход его раскинулся на 60 островах, которые отец Иоанн неустанно объезжал на узком кожаном челноке (байдаре).

В ноябре 1838 г. отец Иоанн отправился в кругосветное плавание на российском военном корабле с конечным пунктом прибытия городом Санкт-Петербургом. В столице он узнал о кончине его супруги, после чего принял монашеский постриг под именем Иннокентий. Уже в декабре 1840 г. по личному повелению императора Николая I сорокатрехлетний Иннокентий был поставлен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. И началось его многолетнее служение в Сибири. Через десять лет, в 1850 г., он был возведен в сан архиепископа.

Помимо своих прямых обязанностей – окормления паствы и крещения язычников – святитель был озабочен и мирскими делами. Его заботами в России были приняты первые законы по защите сибирской природы от алчности промысловиков – охотников на пушного зверя. Заинтересованные в массовых поставках шкур купцы попытались удалить Иннокентия из Сибири, но в тот раз им это не удалось.

Страница 4