100 великих тайн медицины - стр. 36
Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1510–1513 гг.
Позднее этот щит увидел и купил миланский герцог, который очень дорого заплатил за него как за подлинное произведение высокого искусства.
Живопись и занятия скульптурой побудили Леонардо да Винчи углубленно изучать анатомию. Он посещал мастерскую, где производились вскрытия трупов с целью изучения строения мускулов и суставов. В 1487–1495 годах Леонардо серьезно занимался анатомическими исследованиями в Милане и продолжил их во Флоренции, уделяя при этом особое внимание функциям внутренних органов, скелета и мускулов.
Он работал с врачом из Павии Марком Антонио и, по свидетельству самого Леонардо, заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костей и мускульной системы. Они отражают интерес Леонардо к механике движения тела, сгибанию и выпрямлению конечностей, особенностям походки и осанки человека. Леонардо рассматривал функции организма с точки зрения механики, строил модели для опытов. Так, например, он пишет о стеклянной модели, позволяющей наблюдать движение крови в сердце.
Кроме того дружба с философом Маркантонио делла Торе, читавшим лекции по анатомии в местном университете, позволила Леонардо использовать свои знания еще и вот каким образом. Профессор писал книги по анатомии, а художник помогал ему их иллюстрировать.
Большая часть листов с зарисовками человеческой анатомии долгое время находилась в архиве миланского дворянина Франческо Мельци. В молодости он был близко знаком с Леонардо да Винчи и счел долгом сохранить для потомков труды своего кумира. Синьор Мельци очень дорожил этими листами и хранил их как реликвию наряду с портретом самого автора.
Хорошее знание анатомии, тщательная прорисовка деталей на рисунках и картинах привели к одному интересному побочному эффекту: по портретам Леонардо современные медики стали ставить диагнозы заболеваний изображенным персонажам.
Больше всего шума вызвала, конечно, знаменитая Мона Лиза. Несколько лет назад мир облетело сенсационное известие. Парижский инженер Паскаль Коп заявил, что с помощью цифрового сканирования ему удалось разгадать секрет улыбки Джоконды, вот уже 500 лет не дающей покоя человечеству.
Надо сказать, что в своих притязаниях господин Котт не одинок. После того как в мае 2004 года главный хранитель отдела живописи Лувра, где находится картина, Винсент Померади официально дал добро на исследования, Мону Лизу уже не раз просвечивали на рентгене, сканировали цифровыми сканерами и вообще использовали всю мощь суперсовременной техники.