100 великих мифов и легенд - стр. 38
Вскоре Бог пришел погулять в Эдемском саду «во время прохлады дня». Адам и его жена, не желая попадаться ему на глаза, спрятались среди деревьев.
Бог окликнул Адама: «Адам, где ты?»
Адам ответил из-за деревьев: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся».
Тогда Бог спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты с древа, с которого Я запретил тебе есть?»
Адам, вместо того чтобы покаяться, попытался переложить вину на жену: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел».
А женщина сказала: «Змей обольстил меня, и я ела».
Бог разгневался и на змея, и на женщину, и на Адама – и назначил им всем суровое наказание: змею повелел отныне ползать на брюхе, женщине – в муках рожать детей и покоряться мужу, Адаму – в поте лица добывать свой хлеб.
Бог изгнал Адама и его жену из рая, а у врат Эдемского сада поставил на страже Херувима с огненным мечом.
Изгнание Адама и Евы из рая
Тогда-то и «нарек Адам имя жене своей – Ева («жизнь»), ибо она стала матерью всех живущих».
Каин и Авель
У Адама и Евы родилось двое сыновей. Старшего звали Каин, а младшего – Авель Каин вместе с отцом обрабатывал землю, Авель пас овец.
Однажды братья принесли жертву Богу: Каин – «от плодов земли», Авель – лучшую овцу из своего стада. Но Каин приносил жертву без должного усердия и благочестия, поэтому «призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел».
Каин «сильно огорчился», его охватили злость и зависть к брату. Бог предостерег Каина: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Однако Каин не внял предостережению: он позвал Авеля в поле и там убил его.
Историки видят в трагическом конфликте Каина с Авелем отголосок борьбы между скотоводческими и земледельческими племенами. Причем в соответствии с исторической правдой агрессию проявляли кочевники-скотоводы, нападавшие на оседлых земледельцев. То, что в библейском сказании скотовод Авель является невинной жертвой земледельца Каина, свидетельствует о том, что сказание зародилось до того, как большинство людей перешло к оседлому земледелию.
В христианской традиции Авель рассматривается как первый гонимый праведник и в какой-то степени как прообраз Иисуса Христа.
Господь спросил Каина: «Где Авель, брат твой?»
Каин дерзко ответил: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?»
Тогда сказал Господь во гневе: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего». Бог осудил Каина быть «изгнанником и скитальцем на земле».