Размер шрифта
-
+

100 уроков лидерства Екатерины Великой для современного руководителя - стр. 13

И вот на престол вступает Павел I и реально начинает наводить порядок: офицеры возвращаются из отпусков, солдаты находятся в казармах (до Павла, кстати, казарм вообще не было, солдаты жили артелями на квартирах). Жизнь всех государственных учреждений жестко регламентируется. Положа руку на сердце, порядка становится больше, а результаты почему-то хуже. Весь вопрос в том, какого именно порядка стало больше?

Будучи молодым цесаревичем, Павел посетил Пруссию, прусский король Фридрих Великий устроил Павлу шикарный прием с военным парадом. Павел пришел в восторг при виде вышколенных прусских солдат и лакеев, его до глубины души потрясла безукоризненная прусская точность и исполнительность. При восхождении на престол он вознамерился совершить в России нечто подобное и, когда ему такая возможность представилась, начал вершить…

Прусские порядки и форма одежды вводились в госаппарате и в армии, переводились на русский язык прусские уставы и регламенты (как тогда говорили «артикулы»), а для их исполнения назначался огромный штат инспекторов и контролеров. Значительно изменился, говоря современным языком, функционал линейных руководителей и руководителей структурных подразделений. Изменился, конечно, в сторону контроля на предмет соответствия артикулу.

Вот мы много говорим о загадочной русской душе. А загадок в ней, если честно, не так много. В русской душе всегда есть жажда подвига и геройства. Если нам не подкидывают трудностей со стороны, мы создаем их себе сами, а потом героически преодолеваем. А еще русской душе нужна воля для творческого проявления. Русские воюют не по правилам и именно поэтому побеждают. Против тотальной унификации и обезличивания в армии восстает Суворов. Он ведь раньше это уже проходил. То же самое было при Петре III. Суворов воевал с пруссаками и знает, что унификация не панацея, на войне побеждает не унификация, а хорошая выучка и высокий моральный дух. У машин нет высокого морального духа, у машин вообще нет никакого духа, именно поэтому пруссаки разбиты русскими и бегут.

В русской душе всегда есть жажда подвига и геройства. Если нам не подкидывают трудностей со стороны, мы создаем их себе сами, а потом героически преодолеваем. А еще русской душе нужна воля для творческого проявления. Русские воюют не по правилам и именно поэтому побеждают.

Суворов подает в отставку, он не может служить в такой армии: «Я боевой генерал, а не инспектор», «Я людьми командую, а не пружинами». Вместе с ним рапорты об отставке подает чуть ли не половина командного состава всех уровней в подчиненных ему войсках. Интересный вопрос, а смог бы вообще состояться феномен Суворова, если бы ему довелось жить и служить при Павле? Вряд ли. Возвратившись после 7-летней войны с Пруссией, Суворов около шести лет командует Суздальским пехотным полком. Именно тогда происходит осмысление боевого опыта, разрабатывается и апробируется на практике система воспитания и обучения солдат и подразделений. Суворов пишет «Полковое учреждение» (свой вариант воинского устава) и наброски к знаменитой «Науке побеждать». В своем полку он полный хозяин. В прусской же системе, которую насаждал Павел, хозяин не руководитель, хозяин – артикул. Прусская система убивала творческое начало, прусская система убивала субъектность. В прусской системе совсем не оставалось места милой русскому сердцу волюшке.

Страница 13