100 уроков лидерства Екатерины Великой для современного руководителя - стр. 10
«Наказ» представлял собой своего рода свод базовых принципов правового устройства государства. В нем подробно описывалось, для чего нужны законы и как они будут воздействовать на общество. Последовательно рассматривались вопросы уголовного и гражданского права, судопроизводства, разрешения финансовых споров, административного управления и функционирования полиции. Екатерина не ограничилась изложением философских принципов, но затронула в своем труде сложные вопросы юридической техники.
Основная идея «Наказа», как об этом говорила сама Екатерина, заключалась в том, что все люди – братья. Императрица также называла свою работу «Исповедью здравого смысла». Екатерина основывалась на самых передовых идеях в области права того времени. У Монтескье она взяла «естественное право», в том смысле, что правовое устройство государства должно соответствовать географическим, историческим и культурным особенностям народа, а также принципу разделения судебной и исполнительной власти. В духе Монтескье она формировала и само виденье своего будущего государства как прирастающего экономически важными территориями и укрепляющего год от года свою силу и мощь.
Интересно отметить, что свою законотворческую работу Екатерина производит в тесном взаимодействии со своим русским окружением: Орловыми, Бибиковым, Паниным, Сумароковым и др. Это общение не всегда приятно, целые главы и разделы «Наказа» приходится вымарывать. Тем не менее работа движется, содержание «Наказа» адаптируется к местной среде, и отчасти прямо из нее вырастает. Многие положения из «Наказа» Екатерина иллюстрирует примерами из русской истории, которую очень тщательно изучала в молодости. Тем не менее нельзя сказать, что она во всем уступает, нет, на некоторых принципах, например, таких, как отмена пыток и «презумпция невиновности», Екатерина стоит твердо.
При работе над «Наказом» она ведет активную переписку и со своими зарубежными корреспондентами: Вольтером, Дидро, Д’Аламбером, королем прусским Фридрихом и австрийским императором Иосифом. Приглашает в Россию аббата Чезаре Беккариа Бонесано, автора знаменитого трактата «О преступлениях и наказаниях», именно на его трудах она обосновывает идеи необходимости гуманизации всего правового процесса.
Екатерина настаивает в своем «Наказе» на отмене крепостного права, приводя довольно убедительную аргументацию устройства земельных отношений в других странах, но встречает настолько яростное сопротивление со стороны всех слоев общества (кроме самих крестьян), что вынуждена уступить. Решение крестьянского вопроса в России приходится отложить еще на 100 лет. Екатерина не сдавалась, незадолго до смерти она готовила несколько документов, фактически переводящих государственных крестьян в ранг свободных людей, но не успела их опубликовать.