Размер шрифта
-
+

10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг» - стр. 14

После этого в частях была установлена суровая дисциплина. В качестве примера можно привести обстановку в выше упоминавшейся саперной роте Альберта Брандта. Хотя отношения внутри роты и были товарищескими (это было особенно типично для войск СС), Брандт безжалостно карал любое нарушение дисциплины. Когда один из молодых солдат был пойман на краже кролика, то был немедленно приговорен к шести месяцам заключения. Солдат наказывали даже за курение на посту либо при чистке оружия, не говоря уже о более серьезных проступках. Как результат, проблемы дисциплинарного характера быстро отошли на второй план.

Важную роль в подготовке солдат СС играла идеологическая подготовка. Как известно, эсэсовцы воспитывались в духе своей избранности, исключительности и превосходства, не только над другими народами, но и над другими слоями немецкого общества. Кроме этого, среди молодых солдат СС пропагандировались традиции товарищества и корпоративности, что предусматривало соответствующие взаимоотношения внутри подразделений. Также всегда отдельно выделялась история немецкого народа, причем в глобальном контексте. А преподавание национал-социалистического учения готовило из новобранцев «политических солдат», сориентированных на осуществление своей миссии в Германии, Европе и во всем мире. Успехи такого обучения объяснялись тем, что Гиммлер разумно объединил цели и задачи СС с основными моральными устоями и обязанности чести. Широко отражая националистические лозунги, догматы СС воспитывали романтические «тевтонские» или «нордические» идеалы, такие как честь, храбрость на поле боя, чувство товарищества и ответственности, самопожертвование, и, если нужно, смерть в бою.

Между тем следует упомянуть и о трудностях, возникших именно в процессе идеологической подготовки. Докладная записка Лотара Дебеса относительно идеологического воспитания от 12 мая 1943 года вынесла на поверхность выявленные признаки недовольства военнослужащих 10-й дивизии СС некоторыми аспектами этого воспитания. Так, Дебес разумно отмечал, что в дивизии было много фольксдойче, часто не отвечающих «арийским требованиям» и, следовательно, призывал основной упор делать на формирование внутреннего характера и личностного роста людей, вместо преподавания «нордических» теорий. В дальнейшем Дебес внимательно следил за идеологической подготовкой личного состава. 27 июля он написал очередную докладную записку, в которой подчеркнул особую важность преподавания солдатам немецкой истории и острую необходимость связывать историю и политику. Чтобы преобразовать исторические факты в политическую мысль, он рекомендовал отказаться от изучения дат и некоторых исторических событий. Вместо этого он предложил сосредоточиться на идеологии СС и философии, которая определяла общее направление немецкой истории, выяснить силы, которые определяли судьбу немцев в прошлом и будут определять в будущем. Эти силы Дебес определил как «раса» и «место», и после добавления к ним нескольких деталей все это должно было быть преобразовано в «политическую мысль». По его указанию, когда инструкторы выбирали материал для мировоззренческих занятий, они должны были спросить себя, изучение каких исторических событий позволит эсэсовцам узнать связь между прошлым и будущим и применить свои знания в настоящем.

Страница 14